Расширенный поиск  

Новости:

03.02.2023 - вышел в продажу сборник "Дети времени всемогущего", включающий в себя цикл повестей "Стурнийские мозаики", роман "К вящей славе человеческой", повесть "Данник Нибельринга" и цикл повестей "Vive le basilic!".

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - Rrrl

Страницы: [1]
1
Коллеги, так получилось, что Прибылов в своем довольно интересном обзоре эллинистических цивилизаций с точки зрения использования в литературе так и не добрался до собственно центрального и западного Средиземноморья - региона, о котором я сейчас пишу. Так что я могу написать продолжение его обзора, если у коллег будет к этой теме интерес.

Ниже - тексты А. Прибылова по эллинистическому Востоку.



      В свей статье Немного о социальных моделях в фэнтези я упоминал, что для современного человека комфортным является общество отвечающее ряду вполне конкретных условий: высокая вертикальная подвижность, высокая транспортная связность, сравнительно высокая глобализация при определенной стабильности (есть и глобализация Переселения Народов). Причем, это касается не только комфорта в реальности. Нам проще и удобнее читать о таком мире. Он, банально, понятнее нам. Правда, в части литературных предпочтений к вышеперечисленному надо добавлять и менталитет читательской аудитории. Под таковым я подразумеваю матрицу восприятия наложенную обществом. Поясню: европейцам ближе феодализм, т.к. современная Европа выросла из него, это ее детство (НЕ ИЗ РИМА), а детство всегда счастливое. А вот у нас феодализма не было. Было кое-что другое (об этом позже).
       
      Но вернемся к критериям комфортности и эпохе Эллинизма. Сразу должен сказать, что последняя удовлетворяет ВСЕМ критериям. Наш современник, оказавшись чудом в том месте и времени найдет почти все реалии нашего времени. Даже относительную многолюдность (население городов в транспортных узлах считалось на сотни тысяч). Что за реалии, спросите вы? Да хотя бы знакомые формы государственных устройств:
       
      1. Демократия. Самая что ни на есть кондовая. Ибо оттуда и пошла. Пряма демократия в греческих городах, или делегированная в Риме, других латинских городах-государствах и том же Карфагене и его колониях.
       
      2. Автократия в форме царской власти с опорой на аристократию или тирания опирающаяся на народ.
       
      Узнаваемо? Конечно!
       
      Точно так же узнаваема окажется и экономика. Так в глобализированной ойкумене в торговля значительную долю имели не только предметы роскоши, но в большей степени сырье, региональные продукты питания, хлеб и инструменты (рабы и продукты высокотехнологического производства). Существовал аналог банков - крупные торговые дома, контролировавшие транзитную международную торговлю, а заодно и переток капиталов, не чурались кредитованием и предоставлением обычной банковской услуги - предоставлению гарантий получения средств в большинстве крупных экономических и транспортных узлов.
       
      Когда Маркс писал свою работу по социальным устройствам, он опирался на современные ему научные знания. Именно поэтому капитализм у него появляется только в Европе Нового времени. В реальности, если опираться на классическое определение, эта экономическая система в развитой форме появилась, как минимум, в 9 веке до н.э. в Вавилонии. А в эпоху Эллинизма распространилась на пространстве Средиземноморья весьма широко. В сочетании с формами государственного устройства и глобализацией, она породила такие знакомые нам формы межгосударственного взаимодействия, как государственный производственный протекционизм, политические и экономические санкции и много чего другого.
       
      Кстати, если кто-то из читающих вскинется вдруг возмущенно: как можно капитализм и рабовладение совмещать, отвечу просто: рабовладение прекрасно совмещается с демократией и капитализмом. Вспомните США 19 века, или Великобританию 17-18 веков. В рабство обращали не только негров, белые рабы составляли весьма значительную долю в британском рабовладении (преступники, ирландцы и католики). Впрочем, даже в эллинистическое время рабство не было общераспространенным. В Египте и на Ближнем Востоке основу экономики составляли наемные рабочие и арендаторы.
       
      Армии и государственные службы? В военной сфере все знакомые нам по современности формы: наемничество, рекрутство, призыв граждан (иначе можно было потерять гражданство, так что обязанность была вполне себе почетна). При том в армиях и флотах эллинистических государств существовали вспомогательные службы, как то, службы и корабли спасения при флотах Родоса и Македонии. Об уровне развития административных органов в империи Ахеменидов, частично заимствованных Селевком и его наследниками, даже заикаться страшно. Переведенные не так давно документы из развалин Персеполиса открывают обширные перспективы для фантазий, но уже существование имперской светской службы религиозного контроля и министерства финансов с правом печати денег и контроля банков, фантазией не является. Была и вполне сформированная служба внешней разведки...
       
      В сфере науки тоже все было прекрасно: философские течения (отнюдь не ограниченные 5 классических школ) охватывали все возможные направления мысли от метафизики до механики и химии. Они же обеспечивали формы обучения во многом нам понятные и знакомые: репетиторство, схолы-школы и подобия университетов, привязанные к крупным библиотекам типа Александрийской и соперничавшей с ней Пергамской (соперничество дошло до санкционного запрета на продажу Пергаму папируса, что привело к рождению пергамента и появлению тетрадей, в будущем сменившей свитки). При этом надо отметить, что философские школы и университеты не были прямо привязаны (но считались первой и несколько параллельной степенью служения) к религиозному культу, что было присуще феодальной Европе. Кстати, точно так же как и сейчас по миру гуляли предтечи современных сектантов - орфики и дионисийцы. Если кому интересно, можете поискать размах их проявления и противодействия им (см. события 186 года до н.э., когда в Риме было казнено несколько тысяч человек).
       
      Культура?.. В общем, эллинистическая культура с региональными особенностями распространилась от Гибралтара до Афганистана и долины Инда. Кое-что добралось и до Китая.
       
      Религия? Так и тут все интересно! На пространстве Средиземноморской ойкумены существовало множество культов, состоявших друг с другом в разных отношениях, но в целом действовавших в едином правовом пространстве. Для вменяемых политиков и военных жрецы и храмы были объектами стоявшими несколько в стороне от других. Очень часто жрецы и храмы пользовались правом личной неприкосновенности. Слишком уж мистическим было сознание тогдашних людей, не пользовались святотатцы ни пониманием, ни поддержкой.
       
      Такой вот был интересный и удобный для фэнтезийного творчества мир...
           
       
      Возвращаясь к фэнтези должен сказать еще несколько слов. Во-первых указать обязательные условия для существования такого мира - необходимость существования крупных коллективов как целого, для выживания популяций, наложенную на высокую транспортную и информационную связность. Чем это обеспечить? Любой автор может придумать сам.

2
Приветствую, коллеги.
Приветствую матёрых росомах и тех, кто ещё не обзавёлся шерстью и когтями.

Наконец, Rrrl-клуб возникает и на новом форуме!

Это место для любителей всяческих искусств, но не открытое всем ветрам. Здесь можно выложить своё произведение в неокончательном варианте - для альфа-, бета- или гамма- тестирования, найти коллег, посоветоваться (в том числе по железно-заклёпочным, психологическим, композиционным и прочим важным для литературного произведения вопросам) и получить критику - или моральную поддержку, при этом не выкладывая сырой текст на обозрение всем, всем, всем.

Собственно, на прошлом форуме он был собран вокруг меня и моей книги, которая вышла под названием "Линейный крейсер "Михаил Фрунзе", но это никому не мешает присоединиться со своим произведением - неважно в расчёте на публикацию или просто ради набора литературного опыта. Я не Вера Викторовна и не Николай Даниилович и тем более не издатель, я не обеспечу публикаций в сборнике, но всё-таки что-то да подскажу.

С другой стороны, для меня главным будут, честно признаю, мои произведения, к альфа-тестированию которых и приглашаются желающие форумчане.
Сейчас в работе у меня "Сагарийские истории" - историческая фантастика в антураже эллинистической эпохи. "Sword and sandal", да.
Кроме того, очень надеюсь, что получится вскоре взяться за вторую часть "Фрунзе" (1940, Средиземное море ), но тут как получится - увы, быстрому продвижению текста мешают некоторые проблемы со здоровьем.

Тем не менее, когда-если в клубе появятся другие произведения, кроме моих - твёрдо обещаю просматривать и критиковать. :)

Клуб будет открыт только для его участников, так что желающих - прошу заявить о своём желании участвовать в этой теме в продолжение, скажем, недели - то есть до 22 числа сего месяца. После - список будет представлен администрации форума.

Страницы: [1]