Уважаемые Эры, обращаюсь к Вам за помощью.
Если среди вас есть энтузиасты, изучающие историю боевых искусств, то прошу поделиться информацией какое боевое искусство практиковали опричники Ивана Васильевича. Заранее благодарю за ответ.
Если говорить о "боевых искусствах" в том смысле, в каком о них говорят в настоящее время (школы с характерной стилистикой, системой подготовки и правилами поединков) - никакое
Верно, эр Эррор Ляпсус, на Руси не было системы боевого искусства подобного тем, которые разрабатывали в Китае или Японии. И тем не менее читала, что свое искусство борьбы существовало на Руси. Только хотелось бы узнать подробности.
Вот выдержка:
"Зарождение славянских школ боевого единоборства относится приблизительно в 3–2 вв. до н. э. На Руси бойцовские традиции имеют многовековую историю. Параллельно развивались и развлекательная, игровая народная традиция и боевые виды единоборств. При всем их различии между этими направлениями существовала очевидная связь: народная забава была своего рода школой по начальной подготовке будущего бойца.
Самый древний вид борьбы на Руси – медвежья борьба – уходит корнями в дохристианскую эпоху, когда медведь считался тотемным животным и защитником рода. (Проводившиеся на поле ритуальные схватки были призваны отогнать от посевов злых духов.) Считается, что от медвежьей борьбы произошли такие виды народной состязательной культуры, как борьба в охапку, в схватку, в крест, на вороток и т.д.
Большое распространение получила также заимствованная у тюркских народов борьба на поясах (в настоящее время признана официальным видом спорта).
Наряду с борьбой у нас в стране развивались различные виды кулачного боя с акцентированной ударной техникой: сам на сам, толпа на толпу, стенка на стенку, сцеплялка – свалка и т.д.
На Руси практиковались судные поединки и бои на заклад («призовые» бои). Значительный пласт национальной боевой культуры сформировался благодаря навыкам воинского сословия – дружинников, бояр, воевод. В систему профессиональной подготовки русских воинов входили среди прочего стрельба, метание ножей, фехтование на всех видах холодного оружия, борьба в доспехах и т.д.
Берсерки (бирсерки) или ярыги (ярые воины) занимают особое место в истории русских боевых искусств. Подобные воины-одиночки (существовавшие у многих индоевропейских народов) благодаря своим особым навыкам могли противостоять целому неприятельскому отряду. В состоянии аффекта ярый воин был нечувствителен к боли и мог преодолевать препятствия, неприступные для человека в обычном эмоциональном состоянии.
Со временем, когда на первое место вышло огнестрельное оружие, рукопашный бой как область профессиональных навыков начал терять былое значение, но народная состязательная культура – несмотря на многочисленные запреты, – продолжала развиваться.
Славяно-горицкая борьба как таковая – авторский стиль Александра Константиновича Белова, зародившийся в начале 1980-х. Название борьбы происходит от обрядовых поединков на курганах погибших воинов – горицах. А.К.Белов (воинское имя – Селидор) изучал народные обряды, игрища и предания в экспедициях по различным регионам Центральной России, Урала, Перми, Сибири и Севера. Основной материал был собран благодаря личным встречам и переписке с людьми, хорошо знающими национальные традиции (в исторических документах мало упоминаний о борцовских поединках: христианская церковь вела непримиримую борьбу с языческими традициями, неотъемлемую часть которых составляют боевые игрища).
Нельзя утверждать, что славяно-горицкая борьба – доподлинно воссозданный конкретный стиль единоборства, существовавший в какой-то исторический период. Она вобрала в себя древние приемы различных состязательных и боевых видов русской борьбы, упоминания о которых удалось разыскать, и современные реконструированные модификации."
Полк Хворостинина был, мягко говоря, не единственным русским отрядом, участвовавшим в битве при Молодях. Да и индивидуальное искусство бойцов (особенно в смысле современных "боевых искусств") в массовом сражении играет довольно второстепенную роль. Да и в целом, мне кажется, нет особых причин полагать, что опричники в плане боевых навыков как-то сильно отличались от обычного дворянского ополчения.
Опричный отряд Хворостинина разгромил арьергард Девлет-Гирея и заманил его мнимым отступлением к гуляй-городу воеводы Воротынского занимавшего выгодную для русской рати позицию. Опричники обусловили победу русских в битве при Молодях, которую называют по значимости второй Куликовской битвой. Подготовка опричников скорее всего не отличалась навыками от остальных "детей боярских", но все же хочется конкретики, когда речь заходит об их военном искусстве.