"Скиф".
Необходимо сразу же отметить один важнейший аспект. Если рассматривать этот фильм как «фэнтэзи, мистика» — то всё будет нормально. Если же как «исторический» — то он однозначно достоин растаптывания в навозе. Так что будем считать что это всёж фэнтэзи, пусть и с минимальными привязками к реальной истории и исторической географии. Ну вот как на той же картине Васнецова про бой скифов со славянами.
Итак, условное княжество Тьмутараканское. Русское княжество со смешанным населением из русов, cтепняков и пришлых купцов. Где-то в глуши затихарено последнее стойбище скифов — великого народа, чей последний оплот — Скифское царство, канул в Лету в III веке н. э. примерно здесь же, в землях Таврии. Но раз Тьмутаракань — то это будет, услвоно говоря, век так X-XI. Ну и что, подумаешь, cкрывались они ото всех лет так 700-800, делов-то. Це ж фэнтэзи! Где это вполне нормально. В реальной же Тьмутаракани XI века жили ещё и касоги, аланы. А именно что аланы (ныне — осетины) являются наиболее близкими к скифам по крови и языку… Ну да не будем об умном. Итак, где-то в этом самом княжестве завелись у местных жителей вороги страшные. Этакие ниндзя тех тёмных веков Евразии. «Волками Ареса» прозываются они. И за бакшиг немалый и убить могут, и похитить кого надо. А был у князя местного витязь знатный, Лютобор имя ему. Крут был мужик и силён. И супругу свою-боярыню (всем молчать!) любил сильно. Но вот напали как-то на имение его и супружницу с дитём уволокли в ночь тёмную. И взял он тогда с собой пленного скифа по имени куница, и пошли они навстречу страхам лютым. Уф, отхлебну как я ещё медка хмельного! В общем, рыжий худой парень с татуировками и причёской «зародыш ирокеза» — таков был скиф Куница. Волк, ассасин и мастер ножевого (и не только) боя. И было у них много странствий и скитаний. А если проще — много грязи, крови, насилия. Кроваво — но минималистично так. И если те же знаменитые шапки и скифов рыжебородых зрителю показали, то вот того же их знаменитого акинака- меча, я не разглядел. Да, был у них Чёрный меч, которому они поклонялись и приносили кровавые, в том числе и человечсеские жертвы. Но где это? Впрочем это же фэнтэзи. Так что всё нормально, ну вот вообще мутировали они так социально за восемь то веков, в секту убийц превратившись. А такие секты были, пусть и не в степях Причерноморь — вспомним хотя бы фильм «Гнев богини (Душители)» с Пирсом Броснаном. А так, в общем и целом, «Скиф» относится к той же примерно нише, что и западные его аналоги — я имею в виду дилогию «Железный рыцарь» (шёл в наших кинотеатрах), а также дилогию же «Кельтские саги». Из более качественных вспомним недавнего «Центуриона» и более старые «Полёт ворона» и «Возвращение ворона», можно ещё и «Когда солнце было богом».
Теперь о мистике. Она в фильме есть. И даже целых два или три компьютерных спецэффекта. Получилось неплохо. Ужаснули местные «харюки», поклоняющиеся Велесу с Берендеем. Ах да, минимализм же. Соответственно, больше грязи и крови! И золотого и синего грима. Как в недавнем «Коловрате» (кстати, по слухам, именно своего «Коловрата» снимал Мосафир, а затем быстро переделал его в «Скифа») и не такой уже и новой «Орде». И плевать, что смотрится почти всегда по-дурацки…
Ну и «Викинга» тут вспомнить надо однозначно.
Что ещё. Нормальные споры о вере, хорошие маски скоморохов (про дату и эпоху говорить не будем, это ж фэнтэзи!). Великолепен князь. И да, князь по сути прав. Страшен — но прав. Ибо ну хоть и телом человек он, но по сути правитель. А страшна и тяжела дорога королей… Кстати, тут с веком интересно — Лютобор крест носит, а у князя в опочивальне идолы стоят.
В общем и целом, как фэнтэзи, данный фильм должен иметь право на жизнь. Да, грязища, кровища и рубище дырявое с золотом.
Этакий треш-говнарь-фолк-хистори фэнтэзийный боевик. Ну а почему бы и нет.
// Для лучшего понимания контекста советую вспомнить тех же "Русичей", мини-сериал про пиратов с острова Рюген (с Щербаковым) и нового "Александра Невского".
----------
"Последний богатырь".
Впечатления - вполне положительные. Получился любопытный микс типовой голливудской фэнтэзийной истории и русских народных сказок. Скажу сразу - грустные уроки "Книги мастеров" люди из "Диснея" усвоили. И второй блин вышел у них вполне не комом, пусть и с явно не нашими элементами. В общем, получился румяный такой русский блин с кленовым сиропом и всякими зефиринками.
Основная аудитория - подростки и взрослые. Практически весь юмор нацелен на них. При этом герои весьма колоритны - что Кащей, что Баба-Яга с Водяным.
Главный герой... Простой современный парень. Ушлый паразит по жизни, но всёж с добрым сердцем. Жил себе парниша спокойно, "разводил лохов на бабки" - и вдруг оказался в сказочном мире. В самом сердце местной магической войны. И подвига от него ещё ждут. И именно на этом строится весь комизм первой половины фильма.
Что необходимо отметить - это всёж получилась во многом не совсем классическая сказка, есть привнесённые явно с запада элементы модной там ныне деконструкции мифа, когда добрые персонажи становятся вдруг злыми и наоборот. Но! Всё было вполне в рамках и пусть расширенного, но привычного нам с детства мира старых добрых русских народных сказок. мир народных сказок закладывает в человеке очень многое. Понятия добра и зла, любви к своей родной земле и к своему роду, к желанию научиться чему-то, кем-то стать... Сказка - это базис культуры, это закваска древних мифов и легенд, пропущенная через фильтр нужного диаметра. Ну а ещё герои сказок обычно учат не теряться, не трусить и не отступать и не сдаваться. Это, если говорить об общем, вообще т.с. Теперь кратенько пробегусь по героям.
Иван- богатырский сын. А на самом деле - просто простой ушловатый парень. Ясен пень, что влюбится и перевоспитается. Если не сгинет раньше.
Кащей Бессмертный. О! Лавроненко поём мы хвалу! Это - лучший персонаж фильма! Однозначно!!!
Баба-Яга. Не привычная нам по советской классике, но тем не менее очень даже ничего. Как и Водяной (жаль, песня звучала не та, не из "Летучего корабля").
Сам сказочный мир Белогорья... Он получился очень красивым. Тут явно чувствуются мотивы и града Китежа, и реального Белогорья в Пермском крае, и сказок русского севера... Естественно, всё это разбавлено современной попсой в угоду потребителя, но оно всёж-таки незримо присутствует. И богатыри тут есть, и лихо злое, страшное, и творимые им дела тёмные.
В общем, сказка удалась. Зал периодически просто взрывался от хохота, глазам было приятно любоваться красотою сказочных пейзажей... Даже довольно спорная финальная предтитровая сценка (с явным намёком на возможное продолжение) ничего испортить не смогла. Из всех отечественных сказок последних лет именно "Последний богатырь" оказался самым лучшим.
Резюме: Хороший фильм для отдохновения. Весело, бойко, смешно. И даже неглупо. Молодцы!
---------
«Легенда о Коловрате».
Это было недавно, это было очень давно. Тумены Бату-хана прошлись по Древней Руси, обратив в пепел Рязань, Владимир, Козельск, Торжок, Киев… Первый удар апришёлся на Рязань, город-воин стоящий на границе тогдашней Великой Степи… И жил тогда молодой боярин, храбрый витязь Евпатий Коловрат. «Коловрат» здесь, очевидно, прозвище его как умелого воина-стрелка – т.е. умевшего стрелять из коловрата – тогдашнего арбалета. Ну и мечником он был хорошим. Придя со своим отрядом в разорённую врагом Рязань, Коловрат пошёл в погоню за Ордой и очень многих богатуров в капусту пошинковал. Справились с ним только пригнав тяжёлые камнемёты, а над телом павшего героя сам великий хан оказал ему почести как выдающемуся воину (поступив так вполне в духе своего великого деда). Такова канва реальной истории. Был Евпатий, жил, героически бился за землю свою. Был ещё один схожий с ним герой из того же века – Меркурий Смоленский, тоже немало монголов перебивший перед смертью своей… Но всё это была присказка, сказка начинается теперь. К чему был весь этот экскурс в историческое прошлое нашей страны? Дело в том, что многие зрители и критики увидели в этом фильме Джаника Файзиева своеобразный «наш ответ «300». Ну и вправду, а почему бы и нет. И вот тут кроется одна из главных проблем картины. Сценарий. Голливудская версия подвига древних эллинов, невзирая на всю окружающую фэнтэзийность, была основана на крепком камне – самом факте подвига царя Леонида и 300 его воинов ( и ещё примерно 800, емнип, феспийцев), сознательно оставшихся на верную смерть против многократно превосходивших и уже окружающих их сил врага. Это простой исторический факт. Основа. Базис. Как в нашем уже случае – сам факт подвига и гибели Евпатия и его дружины. Так вот, отечественные сценаристы почему-то пошли на поводу у дурной западной моды переусложнения конфликта. Как будто на одном факте крепкого боевика не выстроить. Вот и приписали Коловрату проблему с потерей памяти, наваязали лав стори, а ближе к финалу по сути проэксплуатировали тему с детьми. Хотя история детей – это всёж вполне укладывается в канву русского традиционного подвига, но вот так сказать техническое его обеспечение… Даже большой медведь ситуации не смог переломить. Всё это вышеперечисленное смотрится словно пришитое довольно-таки на очень белую нитку. Дальше, по поводу быта рязанцев. Парадные кокошники носят чуть ли не все местные, на столе в сковородке мелькает явно картошка, а формой своей пирожки – один в один классические чебуреки. Оружие… Мечи мне понравились, хотя они более смахивают на оружие более раннней эпохи. Но сие всёж не критично. Проблема же в двух вещах – в сценарии и в общей затанутости картины. Ах да, ещё Орда. Созданная в худших традициях из тогт же одноимённого фильма Прошкина. Я понимаю что фэнтэзи, золотая татуировка, боевая раскрасска и всё такое – но тот же лагерь ордынцев – это был совершенный боевой механизм не слабее вагенбурга и терций в их лучшую пору. Короче, по нему пошляться было бы непросто.
К визуалу претензий нет, Файзиев с оператором просто молодцы. Рубилово – достойное. Хромакей нигде в глаза не лезет. Саундтрек хотя бы не мешает. Ах да, десяток Коловрата, князь, инок, толмач, медведь – прекрасны. Большая часть фильма неплоха – но вот финал (последний бой дружины Евпатия и слова, сказанные тогда) просто прекрасен. И он однозначно спасает честь этого фильма.
Резюме: Хорошее кино. И даст Бог, у нас будут ещё снимать такие вот картины. Чтобы рано или поздно мы увидели-така настоящи й шедевр. А пока – вполне достойно. Достойно показан подвиг небольшой группы людей, что решили ценой своей жизни хоть немного остановить вражеское нашествие. И пусть они почти все погибли, но Русь уцелела. Что было показано уже в самом финале картины. И потом постепенно, более двух веков разжимали наши предки целюсти что восточных, что западных наших врагов. И потом настал час победы. И Русь вернулась ещё более сильной и великой, чем была ранее. Киев сменил сперва Владимир, а затем и Москва. И осталась в народе память о защитниках родной земли, в том числе и о храбром рязанце Евпатии Коловрате.
Посмотрите этот фильм. Он достоин этого.