Расширенный поиск  

Новости:

На сайте - обновление. В разделе "Литература"  выложено начало "Дневников мэтра Шабли". Ранее там был выложен неоконченный, черновой вариант повести, теперь его заменил текст из окончательного, подготовленного к публикации варианта. Полностью повесть будет опубликована в переиздании.

ссылка - http://kamsha.ru/books/eterna/razn/shably.html

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Gatty

Страницы: 1 2 [3] 4 5 ... 60
31
Александру Моисеевичу - многая лета!

Сегодня о Городницком много будет сказано - юбилей же, да какой! - а я просто его бесконечно люблю почти всю жизнь, и чем дальше - тем больше.

Полюбила, знать не зная, чьи эти стихи мне попались в школьном песеннике, и понеслось... Потом были и концерты, и интервью, и споры, порой непростые, и прогулки по питерской Коломне, и встречи в Институте океанологии, и всегда это сопровождалось каким-то ощущением света. Таких светлых людей мало, особенно в несветлые времена, и очень хочется, чтобы то, что Александр Моисеевич дарит другим, возвращалось к нему. И чтобы он был вечно.

Холодная осень придёт, по приметам.
Ненастная нынче в окошке погода.
"Мне выпало счастье быть русским поэтом" -
Самойлов писал накануне ухода.

Всё чаще теперь вспоминаю об этом.
Себе мы представить не можем и близко,
Что Пушкин бы стал африканским поэтом,
А Лермонтов стал бы поэтом английским.

И странный бы мы испытали катарсис,
И было бы нам побеседовать не с кем,
Когда бы Державин считался татарским,
И был Мандельштам бы поэтом еврейским.

Поэты, кем названы библиотеки,
Которых мы любим, о ком говорим мы, -
Их русскими сделал с рожденья навеки
Язык их, великий и неповторимый.

И выдержать должен любое ненастье,
Не слушать хулы, не испытывать грусти,
Кому от рождения выпало счастье
Писать, разговаривать, думать по-русски.
2019

****
Вспомним блокадные скорбные были,
Небо в разрывах, рябое,
Чехов, что Прагу свою сохранили,
Сдав ее немцам без боя.
Голос сирены, поющей тревожно,
Камни, седые от пыли.
Так бы и мы поступили, возможно,
Если бы чехами были.
Горькой истории грустные вехи,
Шум пискаревской дубравы.
Правы, возможно, разумные чехи —
Мы, вероятно, не правы.
Правы бельгийцы, мне искренне жаль их, —
Брюгге без выстрела брошен.
Правы влюбленные в жизнь парижане,
Дом свой отдавшие бошам.
Мы лишь одни, простофили и дуры,
Питер не выдали немцам.
Не отдавали мы архитектуры
На произвол чужеземцам.
Не оставляли позора в наследство
Детям и внукам любимым,
Твердо усвоив со школьного детства:
Мертвые сраму не имут.
И осознать, вероятно, несложно
Лет через сто или двести:
Все воссоздать из развалин возможно,
Кроме утраченной чести.
2013

РОДСТВО ПО СЛОВУ
Неторопливо истина простая
В реке времён нащупывает брод:
Родство по крови образует стаю,
Родство по слову - создаёт народ.

Не для того ли смертных поражая
Непостижимой мудростью своей,
Бог Моисею передал скрижали,
Людей отъединяя от зверей?

А стае не нужны законы Бога, —
Она живёт заветам вопреки.
Здесь ценятся в сознании убогом
Лишь цепкий нюх да острые клыки.

Своим происхождением, не скрою,
Горжусь и я, родителей любя,
Но если слово разойдётся с кровью,
Я слово выбираю для себя.

И не отыщешь выхода иного,
Как самому себе ни прекословь, —
Родство по слову порождает слово,
Родство по крови - порождает кровь.
1999

___________________________________________________________________
А мое самое любимое с юности, с заигранной до змеиного шипения пластинки, вот это:

Остров Хиос, остров Самос, остров Родос,
Я немало поскитался по волнам.
Отчего же я испытываю робость,
Прикасаясь к вашим древним именам?
Возвращая позабывшиеся годы,
От Невы моей за тридевять земель
Нас качают ваши ласковые воды -
Человечества цветная колыбель.

Пусть на суше, где призывно пахнут травы,
Ждут опасности по десять раз на дню,-
Чёрный парус, что означить должен траур,
Белым парусом на мачте заменю.
Трудно веровать в единственного Бога:
Прогневится и тебя прогонит прочь,
На Олимпе же богов бессмертных много,
Кто-нибудь да согласится нам помочь.

Что нам Азия, что тесная Европа -
Мало проку в коммунальных теремах.
Успокоится с другими Пенелопа,
Позабудет про папашу Телемах.
И плывём мы, беззаботны как герои,
Не жалеющие в жизни ничего,
Мимо Сциллы и Харибды, мимо Трои,-
Мимо детства моего и твоего.
5 сентября 1984, судно "Витязь.
____________________________________________________________________

А надежде - жить, потому что атланты стоят. И у Эрмитажа, и в других местах, где без атлантов все давно бы уже закончилось. Но они упорно стоят и держат небо.
Будем жить!

32
С ПРАЗДНИКОМ!


33
Животные / Re: Кошки - это кошки! - III
« : 22 Фев, 2023, 13:27:01 »
Оф-топик. Злостный.  Эр фок Гюнце, если не затруднит, загляните  ко мне на дайри.

34
Очередная песенка из репертуара Алвы, над которой бьется Марсель. И опять у него ни кошки не получается, то есть получается, но при этом что-то теряется. Не что-то - главное.
________________________________________________________________________
- "Это вышло паршиво! - припечатал виконт, предавая огню исчерканные листки и с ними вместе два ненастных весенних вечера. Пришлось все начинать сначала, то есть с кэналийского оригинала, над строчками которого Марсель наскоро записал перевод. Чудовищно корявый и при этом - Рокэ подтвердил - точный.

- Я вижу слезы в твоих глазах, родная.
- Я смотрю на солнце, оно клонится к закату.
- Улыбнись, солнце завтра вернется.
- Конечно, любимый, ведь солнце вернется

- Я вижу слезы в твоих глазах.
-Я смотрю на цветок, он скоро завянет.
- Улыбнись, этот цветок не последний.
- Я улыбнусь, ведь цветов так много.

- Я вижу слезы в твоих глазах, родная.
- Я смотрю на звезды и вижу осень
- Улыбнись, у весны свои звезды
- Конечно, любимый, ведь весна настанет

- Я вижу слезы в твоих глазах…
- Я смотрю на тебя, ты завтра уходишь
- Улыбнись, ведь останутся солнце и цветы,
Улыбнись и дождись весны, Я ухожу, чтобы она пришла

- Конечно, любимый, ведь весна настанет
Я улыбнусь, я умру с улыбкой.

35
Адресное / Re: Виват! - 25
« : 17 Фев, 2023, 20:40:22 »
Дорогая КРАСНЫЙ ВОЛК,  с Днем Рождения!  Радуйся!
Gatty&Dreamer

36
А еще открою страшную тайну...
Я не знаю, что такое Гастаки, но Гастуки (или хастуки, χαστούκι) - это затрещина. Можно - пощечина.
Это чистейшей воды хулиганство  на базе другого хулиганства, из которого вылупились и сама Зоя, и ее фамилия, и ее лирическая линия с ночным гостем,  и странные  корабли числом восемнадцать без мачт.

Спит залив. Эллада дремлет.
Под портик уходит мать
Сок гранаты выжимать…
Зоя! нам никто не внемлет!
Зоя, дай себя обнять!
Зоя, утренней порою
Я уйду отсюда прочь;
Ты смягчись, покуда ночь!
Зоя, утренней порою
Я уйду отсюда прочь…
Пусть же вихрем сабля свищет!
Мне Костаки не судья!
Прав Костаки, прав и я!
Пусть же вихрем сабля свищет;
Мне Костаки не судья!
В поле брани Разорваки
Пал за вольность, как герой.
Бог с ним! Рок его такой.
Но зачем же жив Костаки,
Когда в поле Разорваки
Пал за вольность, как герой?!
Видел я вчера в заливе
Восемнадцать кораблей;
Все без мачт и без рулей…
Но султана я счастливей;
Лей вина мне, Зоя, лей!
Лей, пока Эллада дремлет,
Пока тщетно тщится мать
Сок гранаты выжимать…
Зоя, нам никто не внемлет!
Зоя, дай себя обнять!
Козьма Прутков,  "Новогреческая песнь"

37
Адресное / Re: С Татьяниным Днем!
« : 25 Янв, 2023, 20:58:54 »
 С Татьяниным Днем!


38
Музыка / Re: Авторская песня - II
« : 25 Янв, 2023, 20:55:52 »
Я из дела ушел, из такого хорошего дела!
Ничего не унес — отвалился в чем мать родила.
Не затем, что приспичило мне, — просто время приспело,
Из-за синей горы понагнало другие дела.

Мы многое из книжек узнаем,
А истины передают изустно:
"Пророков нет в отечестве своем", -
Да и в других отечествах — не густо.

Я не продал друзей, без меня даже выиграл кто-то.
Лишь подвел одного, ненадолго, — сочтемся потом.
Я из дела исчез, — не оставил ни крови, ни пота,
И оно без меня покатилось своим чередом.

Незаменимых нет, и пропоем
Заупокой ушедшим — будь им пусто.
"Пророков нет в отечестве своем,
Да и в других отечествах — не густо…"

Растащили меня, но я счастлив, что львиную долю
Получили лишь те, кому я б ее отдал и так.
Я по скользкому полу иду, каблуки канифолю,
Подымаюсь по лестнице и прохожу на чердак.

Пророков нет — не сыщешь днем с огнем, -
Ушли и Магомет, и Заратустра.
Пророков нет в отечестве своем,
Да и в других отечествах не густо…

А внизу говорят — от добра ли, от зла ли, не знаю:
"Хорошо, что ушел, — без него стало дело верней!"
Паутину в углу с образов я ногтями сдираю,
Тороплюсь, потому что за домом седлают коней.

Открылся лик — я стал к нему лицом,
И он поведал мне светло и грустно:
"Пророков нет в отечестве своем, -
Но и в других отечествах — не густо".

Я взлетаю в седло, я врастаю в коня — тело в тело, -
Конь падет подо мной, — но и я закусил удила!
Я из дела ушел, из такого хорошего дела,
Из-за синей горы понагнало другие дела.

Скачу — хрустят колосья под конем,
Но ясно различаю из-за хруста:
"Пророков нет в отечестве своем, -
Но и в других отечествах — не густо".
1973 г.


Мне скулы от досады сводит:
Мне кажется который год,
Что там, где я, — там жизнь проходит,
А там, где нет меня, — идет!

А дальше — больше, каждый день я
Стал слышать злые голоса:
"Где ты — там только наважденье,
Где нет тебя — все чудеса.

Ты только ждешь и догоняешь,
Врешь и боишься не успеть,
Смеешься меньше ты и, знаешь,
Ты стал разучиваться петь!

Как дым твои ресурсы тают,
И сам швыряешь все подряд, -
Зачем? Где ты — там не летают,
А там, где нет тебя, — парят."

Я верю крику, вою, лаю,
Но все-таки, друзей любя,
Дразнить врагов я не кончаю,
С собой в побеге от себя.

Живу, не ожидая чуда,
Но пухнут жилы от стыда, -
Я каждый раз хочу отсюда
Сбежать куда-нибудь туда.

Хоть все пропой, протарабань я,
Хоть всем хоть голым покажись -
Пустое все, — здесь — прозябанье,
А где-то там — такая жизнь!..

Фартило мне, Земля вертелась,
И, взявши пары три белья,
Я — шасть — и там! Но вмиг хотелось
Назад, откуда прибыл я.
1979 г.


Я при жизни был рослым и стройным,
Не боялся ни слова, ни пули
И в обычные рамки не лез.
Но с тех пор как считаюсь покойным,
Охромили меня и согнули,
К пьедесталу прибив «Ахиллес».

Не стряхнуть мне гранитного мяса
И не вытащить из постамента
Ахиллесову эту пяту,
И железные рёбра каркаса
Мёртво схвачены слоем цемента,
Только судороги по хребту.

Я хвалился косою саженью —
Нате смерьте!
Я не знал, что подвергнусь суженью
После смерти.
Но в привычные рамки я всажен —
На спор вбили,
А косую неровную сажень
Распрямили.

И с меня, когда взял я да умер,
Живо маску посмертную сняли
Расторопные члены семьи,
И не знаю, кто их надоумил,
Только — с гипса вчистую стесали
Азиатские скулы мои.

Мне такое не мнилось, не снилось,
И считал я, что мне не грозило
Оказаться всех мёртвых мертвей.
Но поверхность на слепке лоснилась,
И могильною скукой сквозило
Из беззубой улыбки моей.

Я при жизни не клал тем, кто хищный,
В пасти палец,
Подойти ко мне с меркой обычной
Опасались,
Но по снятии маски посмертной —
Тут же, в ванной, —
Гробовщик подошёл ко мне с меркой
Деревянной…

А потом, по прошествии года, —
Как венец моего исправленья —
Крепко сбитый литой монумент
При огромном скопленье народа
Открывали под бодрое пенье,
Под моё — с намагниченных лент.

Тишина надо мной раскололась —
Из динамиков хлынули звуки,
С крыш ударил направленный свет.
Мой отчаяньем сорванный голос
Современные средства науки
Превратили в приятный фальцет.

Я немел, в покрывало упрятан —
Все там будем!
Я орал в то же время кастратом
В уши людям.
Саван сдёрнули! Как я обужен —
Нате смерьте!
Неужели такой я вам нужен
После смерти?!

Командора шаги злы и гулки.
Я решил: как во времени оном,
Не пройтись ли, по плитам звеня?
И шарахнулись толпы в проулки,
Когда вырвал я ногу со стоном
И осыпались камни с меня.

Накренился я, гол, безобразен,
Но и падая — вылез из кожи,
Дотянулся железной клюкой,
И, когда уже грохнулся наземь,
Из разодранных рупоров всё же
Прохрипел я: «Похоже, живой!»

И паденье меня не согнуло,
Не сломало,
И торчат мои острые скулы
Из металла!
Не сумел я, как было угодно —
Шито-крыто.
Я, напротив, ушёл всенародно
Из гранита.

1973 г.

39
Адресное / Re: С Новым 2023 годом!
« : 22 Янв, 2023, 02:59:34 »
С Новым Годом!

И, если вдуматься,  на больших  скоростях принципиальной разницы между Зайцем/Кроликом, Котом и якобы  ушедшим  Тигром нет.






40
Ну вот, Тигр ушел, пришел Кото-Зайце-Кролик.  И принес ответы.

Рокэ не зря говорил, что все кошки понимают  кэналлийский. В Кэналлоа и  на Марикьяре накануне  нового года
(новый год там, как и в Багряных Землях, меняется каждый Круг в зависимости от задающей тон стихии.  В Круг  Скал кэналлийский, марикьянский и багряноземельский   новый год совпадает с общим золотоземельским и празднуется в ночь с последнего дня Зимних Молний  на Первый день Зимних Скал)
  на стол выставляют особую подставку, на верху которой размещают фигурку трехцветной кошки, а вокруг неё расставляют фигурки четырех котов - черного, серого, белого и рыжего. Прежде чем поставить кошку на праздничное место, ей шепотом на ухо перечисляют желания.
На рассвете кошку убирают в расписную шкатулку и прячут в тайнике, а четырех котов-стражей года ставят на почетное место, меняя местами. Зимой первым стоит черный кот, весной – серый, летом – белый и осенью – рыжий. Порядок расстановок фигурок следующий: чуть сзади главного сезонного кота становится его соправитель по месяцу, если таковой имеется. Два оставшихся кота в произвольном порядке размещаются сзади на одном уровне. К примеру в месяц Осенних Волн к рыжему коту присоединяется белый, а серый и черный располагаются сзади, а в месяц Осенних Молний рыжий кот остается в гордом одиночестве, а три других кота стоят сзади в одном ряду.
В Агирнэ и на Южной Дигаде эта традиция тоже в ходу, но корни у нее все же кэниллийские.

Багряные Земли. Мориски  на новый год они плетут, шьют или вяжут фигурки ызаргов, которые символизируют то, что желательно оставить в прошлом. В ночь Излома нужно незаметно покинуть общее веселье и так или иначе уничтожить своего ызарга (сжечь, утопить, закопать, изрезать/распустить и пустить по ветру, если таковой дует). Категорически запрещается подбрасывать своих ызаргов другим. Тот, кто это сделает и попадется, очень рискует. Будущие этнографы  наверняка зададутся вопросом, что было раньше: новогоднее уничтожение  игрушечных ызаргов или использование настоящих ызаргов для сопровождения в Закат скверных людей. 
Вторая  морисская  традиция тоже связана с отрицанием скверного.  Надо рассказать страшную историю со счастливым концом, закончив ее словами: "и пусть с нами не будет так, как началось, а если начнется скверно, пусть закончится хорошо".

Алаты называют Зимний Излом Седой ночкой. Витязи в самом начале праздника  касаются рукой огня горящей свечи, отгоняя невзгоды, и сразу же выпивают чарку чего покрепче, после  чего присоединяются к общему веселью. В Черной Алати люди собираются вместе, и чем больше народа, тем лучше. Празднующие приносят чаши с вином, в которые брошены подарки - чаще всего монетки или колечки. Чаши выставляют на крутящиеся подставки, затем гасят свет и подставки раскручивают, после чего участники меняются местами и берут ближайшую чашу, а вместе с ней и судьбу.

 Кагета. Здесь  любят все яркое и придают особенное значение разноцветным лентам.  Неудивительно, что накануне Зимнего Излома  кагеты заплетают Годовую косу. Для этого берут шестнадцать новых лент - четыре черные/белые/серебристые символизируют зимние месяцы, четыре синие - весенние, четыре зеленые/золотистые/лиловые - летние, четыре красные – осенние. Первую косу заплетают из пятнадцати лент и перевязывают черной, которую украшают стеклянным колокольчиком, загадывая при этом желание. На Весенний Излом косу переплетают, причем черная лента заменятся синей, и так далее. Годовая коса крепится в спальне, у изголовья.
В последний день года косу расплетают, а ленты либо раздаривают, либо используют для украшения дома и одежды. Если же год выдался недобрым, ленты уничтожают (но ни в коем случае не в доме), прерывая череду неудач.

В  Бордоне, Урготе, Фельпе и Агарии знают цену дорогим вещам и имеют обыкновение откупаться хоть от земной  власти, хоть от врагов, хоть от высших сил.  Соответственно  на Зимний Излом здесь, откупаясь от Неудачи,   выбрасывают на улицу хотя бы одну ценную вещь. Надо ли говорить, что в ночь Излома по улице рыщут непугливые личности с мешками, которым в случае поимки грозит, как минимум, хорошая трепка. Долежавшие до восхода солнца вещи без всякого страха разбирают соседи на счастье, а вот купить по случаю у старьевщика подобранное ночью – получить в придачу чужую неудачу.

Вариты, хоть и делятся на гаунау, дриксов и марагов, не расстались с седоземельским обычаями, хотя в разных областях  северных стран есть свои нюансы. До принятия эсператизма основным блюдом на Зимний Излом была приготовленная на углях кабанятина. Связано это с древним поверьем о том, что накануне Зимнего Излома Старый год воплощается в умирающем кабане, который, как и положено воину, желает окончить свою жизнь в битве и атакует Новый год, который принимает облик пса. После кровопролитной битвы кабан получает смертельную рану и завещает победителю свое тело. Пес отдает добычу хозяевам-охотникам, оставляя себе лишь кабанье сердце. Когда Новый год пожирает сердце Старого, наступают дни надежды, которым надлежит перейти в месяцы деяний, за которые пес постепенно превращается в вепря, чтобы в свой последний день выйти на битву. И так будет, пока не остановится время и не погаснут звезды.

Теперь в Дриксен и  Марагоне главным новогодним праздничным блюдом являются пироги. Произошло это потому, что древнее поверье вступило в противоречие с эсператистской картиной мира, а у эсператистской церкви не было возможности силой навязать варитам свои правила. Конклав пошел на компромисс, и кабанятину спрятали в пироги. Сейчас  начинки очень разнообразны, но в первые годы после принятия эсператизма праздничные пироги пекли либо с мясом дикого кабана, либо, если таковое было недоступно, со свининой. Что до  Гаунау, сохранившей большую независимость, то  там мясо в тесто на праздники не прячут и по-прежнему угощаются кабанятиной, свининой и медвежатиной, причем наибольшую удачу приносит мясо, добытое мужчинами  дома, в котором его жарят.
У бывших агмов, а ныне бергеров  крупная дичь на столе тоже желательна. При этом в Бергмарк проводят праздничную ночь за столом, заперев двери и занавесив окна. Из дома выходят лишь с рассветом.


Гоганы тоже встречают Зимний Излом, причем в своем духе. По одной сжигают определенные травы, перечисляя злодеев былого и называя тех, кто их победил. Если злодей остался непобежденным, после его упоминания сулят, что ему подобные будут посрамлены, как были посрамлены (вставить подходящие имена). При этом категорически запрещено упоминать собственных врагов.

В Варасте на Зимний Излом обязательно надо угостить собаку, причем если нет своей собаки, годится любая, а если нет любой, угощается первый встречный двуногий.

В Талиге подарки дарят следующим утром, увидеть свой подарок прежде времени – дурная примета.

В Золотой Анаксии/Империи праздники смены года длились четыре и один день. В последний праздничный день полагалось оставаться в постели до полудня. Это поверье отчего-то вызвало особенное неудовольствие эсператистской церкви и подлежало усиленному искоренению, однако в той или иной форме сохранилось практически повсеместно, однако особенно сильно оно в наиболее отдаленных от Агариса  областях (отсюда  проистекает и дриксенское нежелание воевать на Зимние Праздники).  В изначальном варианте эта традиция сохраняется в Кагете и  Йерне. 




41
Академии нужен президент. Его могут назначить
Могут. И назначат. 
Оф-топик: эр Colombo проверьте  почту.

42
Э-э-э, а почему 21 января? 20 февраля новый год будет.
Китайский и тибетский календари лунно-солнечные, то есть главный измеритель - фазы луны, но с поправкой на движение солнца. В лунном календаре 354-355 дней в году, тогда как в солнечном - 365-366. То есть погрешность между ними - 11 дней. При этом солнечный календарь точнее, но и сложнее. Для выравнивания календарей, то есть подгонки лунного под солнечный необходимо добавление дополнительного, вставочного (англ. intercalary) месяца. Тибетская система исчисления лун последовала этой практике.
В общем, китайцы поправку на 13 лунный месяц (что-то вроде високосного года) не учитывают, давайте по тибетскому счислению проводить, хотя ждать ответов дольше придется
Нет, 21 января в 23.56  по Москве.
Дата плавающая, приходится на второе новолуние после зимнего солнцестояния.

43
Ответы будут 21 января,  на зайцекошачий Новый год. Может быть кто-нибудь еще попробует догадаться.

44

Так что Айрис действительно отправилась на дело, следствие не ошиблось.
Оно (следствие) гораздо больше беспокоилось из-за отсутствия обещанных ответов на новогоднюю угадайку.
Так ведь не угадывали, не интересно было,  тут гораздо веселее - метафорфы, астэры...
Но ответы  я, конечно,  выложу. Наверное, в зайцекошачий новый год оно придется кстати.

45
Адресное / Re: С Новым 2023 годом!
« : 14 Янв, 2023, 20:22:19 »
Всех со  Старым и предпоследнем (Зайце-Кроле-Кот увязан с новолунием и придет 21 января в 23.52.57 по Москве)  январским  Новым Годом!
Пусть все будет хорошо и правильно  настолько, насколько это возможно  "в нашем мире бушующем"
Будем жить!




Страницы: 1 2 [3] 4 5 ... 60