36
« : 30 Мая, 2023, 15:57:34 »
Тут несколько проблем.
Проблема первая - приматов хищниками назвать трудно. И гоминидов трудно. И даже представителей рода Homo по большей части трудно. Представители гоминидов начали охотиться не ранее, чем два с половиной (или чуть раньше) миллиона лет назад, причем, основным занятием для них охота явно не была. Более или менее часто охотиться они начали лишь в лучшем случае два миллиона лет назад. И то не факт.
В то же время на Земле жили многие виды животных, занимавшиеся охотой куда дольше и чаще. Но заметного превосходства, скажем, над хабилисами или эректусами в части абстрактного мышления они так и не продемонстрировали. По крайней мере уровня абстрактного планирования, необходимого для поиска материала и изготовления даже примитивного олдовайского (а тем более, куда сложного абвильского или ашельского) инструмента они не достигли.
Возникает подозрение, что охота - далеко не главный фактор, непосредственно (подчеркиваю это слово) влияющий на уровень абстрактного мышления.
Проблема вторая. Для умения читать биологическому виду необходимо умение писать. А для обоих умений - еще и умение говорить (точнее говоря, владение речью). Словарь, грамматические структуры (а это - отдельный и сложный навык. И неизвестно, развитый неизвестным эволюционным способом или вообще появившийся в результате некоторой счастливой макромутации - по крайней мере, наличие ряда единых общих универсальных грамматических правил человеческих языков и экспериментально проверенная их связь с центром речи головного мозга наводит на мысли), всякое прочее... Каким образом на обзаведение всем этим непосредственно может повлиять умение " читать цепочки следов"? Только тем, что в словосочетании"читать цепочки следов" употребляется в переносном значении то же слово, которое в прямом значении употребляется в словосочетании "читать книгу"?
Собака или волк, идя по следу, прекрасно определяет и последовательность событий, и видовую принадлежность тех, кто след оставил, и их количество. Мы готовы на основании этого посчитать, что благодаря охоте у волков должна была возникнуть математика и литература? Или все же согласимся с тем, что если из многих тысяч видов, занимавшихся и занимающихся охотой, умение читать возникло лишь у одного, то сама по себе охота тут явно не при чем?
Тем более, что мы же знаем - книги читают не хищники. Книги читают и пишут приматы.