Сначала мне попалась биография математика Ретикуса, где говорилось о его роли в судьбе главной книги Коперника.
Потом услышал передачу о Копернике Н.И. Басовской, от чего мне резко поплохело.
Потом оказалось, что о Копернике написано бесконечно много. И кому-то эта история может быть интересна, но не станет же человек разумный лезть обниматься с необъятным? И, возможно, не будет слишком строг к прилагаемому графоманству. 16 страниц - это по-божески. Кстати...
| Не следует применять человеческие понятия к божественному и добиваться в таком великом деле уверенности при помощи совсем неподходящих аналогий, ибо что может быть общего между тем, что вечно остается одним и тем же, и тем, что никогда не сохраняется? |
| Клавдий Птолемей, "Альмагест" |
| Я не хочу скрывать от Твоего святейшества, что к размышлениям о другом способе расчета мировых сфер меня побудило именно то, что сами математики не имеют у себя ничего вполне установленного относительно исследования этих движений. |
| Николай Коперник, "De Revolutionibus orbium coelestium" |
Всем известно, что Земля обращается вокруг Солнца, и что открыл это Коперник. Может показаться странным, что никто раньше не додумался до такой простой вещи. Впрочем, Коперник открыл нечто большее: все планеты обращаются вокруг Солнца, а Земля лишь одна из них, но не центр мира. Возрождение ускорило развитие науки и искусства, но это открытие поначалу не казалось особенно актуальным. Астрономы занимались своим делом, наблюдали, улучшали астрономические таблицы, писали комментарии к Птолемею, подрабатывали астрологами... Телескопы появились только в начале следующего века. Строились корабли, навигация по звездам стала делом техники, но для этого хватало представлений о Вселенной на уровне Птолемея - довольно высоком, надо сказать. Догадки превратил в знание именно Коперник, но почему именно он, а не кто-то другой из коллег-астрономов?
Итак, уже два вопроса: почему именно он и почему именно тогда? Третий вопрос о том, почему открытие так быстро и сравнительно легко получило признание. Трактат Коперника "De Revolutionibus orbium coelestium" очень подробный, с множеством математических выкладок и данных наблюдений. Его основная идея была изложена гораздо раньше, в небольшой рукописной книжечке, на которую обычно ссылаются по последним словам длинного названия - Commentariolus", или "Малый Комментарий". Коперник раздал ее друзьям и коллегам для обсуждения, и она пошла в народ. А трактат писался долго, и в нем идею нужно было обосновать на языке тогдашней науки. Может, потому автор не торопился его публиковать. И если бы автора не поторопили, книга могла вообще не выйти, а знали о ней немногие. Во время Тридцатилетней войны (1618—1648) шведы то ли разграбили, то ли спасли библиотеку Коперника во Фромборке - в общем, книги оказались в Швеции, ну так это же книги всем известного Коперника! А если бы не столь известного?
О Копернике написано много, очень много. Конечно, ответы на эти вопросы там должны быть, если хорошо поискать. Но... не все материалы имеют одинаковое отношение к делу. Например, история человеческих представлений о том, для кого и для чего один из богов создал этот мир, безумно интересна сама по себе, но с историей открытия Коперника не особо связана. Вот разве что: в начале Возрождения стали считать, что Бог создал мир, чтобы человек мог его изучать и проникаться восхищением перед творением Его и к вящей славе Господней. То есть, изучение мира как таковое уже не считалось грехом праздного любопытства. Впрочем, Коперника обвиняли и в том, что он пытается прославиться за счет якобы новизны своей теории. Филипп Меланхтон напоминал, что идея о движении Земли вокруг Солнца не нова. Архимед из Сиракуз (288-212) писал в труде "Псаммит (О числе песчинок)", что ее предложил Аристарх Самосский (ок. 310 - 230). Нужно добавить, что за это стоик Клеанф потребовал объявить Аристарха "нечестивцем" (от "asebia"), и тому пришлось перебираться из Афин. Так что общественный интерес к вопросу следовало учитывать.
То, что Земля круглая, было известно еще древним грекам, а Эратосфен Киренский (276 - 194) измерял ее окружность - 252 000 стадиев. Каких именно стадиев - никто не знает, но при их длине от 209.4 метра (фараонов стадий) до 178 (греческий) и 172.5 (египетский) выходило совсем неплохо. В остальном исходили из очевидного, домысливая подробности в меру своей фантазии и доброжелательности аудитории. Стоики, следуя Платону и Аристотелю, представляли Космос как систему сфер, в центре которых находится Земля. Ее окружают сферы воды, воздуха и огня. Дальше располагается небесный свод, а за ним пустота. Все планеты, включая Солнце и Луну, обращаются вокруг Земли. Лунная грань делит Вселенную на две части. В надлунном мире могут находиться только тела вечные и неизменяемые, а подлунный мир служит местом для стихий и изменяемых тел, к которым относились кометы.
Дальше - больше. Космос наполнен пневмой, которая формирует вещи и придает им их свойства. Пневма выходит из небесных сфер и может находиться в разных состояниях, от высших до низших. Единство мира обеспечено напряжением пневмы, разлитым повсюду. Мировая душа состоит из чистейшей пневмы, качество которой ухудшается при переходе через лунную грань и дальше, от людей к животным, растениям и неживой природе. Собственно, Земля не могла считаться планетой именно из-за пневмы ненадлежащего качества.