А это обязательно противопоставлять?
Скорее -
не надо смешивать тёплое с мягким.
И какую-нибудь свободу в результате находили.
Да, разумеется -
свободу от знаний.Но я не думаю, что эта "свобода" была им так необходима.
Что до "насильного кормления"... я вот вспоминаю (с большой теплотой и благодарностью) нашего "математика" в старших классах - Сурина Игоря Константиновича. Вот он, действительно, "насильно кормил" нас своим предметом.
Заставлял ходить на математический кружок (ведь вроде бы это - дело добровольное?), а не ходившим ставил "колы" в дневники!
Заставлял в качестве домашних заданий решать конкурсные задачи с различных олимпиад и еженедельно проверял сделанное, и если из 5 заданий ты выполнял менее трёх - ставил "пары"! Но зато и уроки он вёл очень живо, не давал скучать и "клевать носом", и при выведении итоговых оценок обращал внимание не на "колы" и "пары" - а на знания ученика. Причём учитывал его
способности, и если видел, что "не дано" - не особо и наезжал на этого человека. И мы его тоже зауважали, поскольку поняли, что этот педагог - не догматик, работает не для "галочки" в отчёте, а делится с нами своими знаниями. И к концу школы практически все десятиклассники его
любили.Я вот математику не особо любил, хотя способности некоторые имел - меня больше привлекала физика, но Игорь Константинович такой своей "диктаторской" методой
через силу впихнул в меня достаточно знаний, что немало помогло мне при поступлении в институт.
Так что я не могу себе представить, какую такую "свободу" хотите Вы найти в школьных предметах...