Нейтронные звезды.
Я уже говорил - жизнь и судьба звезды определяется в основном ее массой. Подавляющее большинство звезд имеют малую массу (относительно, конечно), живут долго (чем меньше масса, тем дольше живут) и заканчивают существование сравнительно тихо - вначале, когда водород в центре звезды заканчивается, начинают расти в размерах и превращаются в красные гиганты, потом внешние слои звезды улетучиваются в пространство, а внутренняя часть сжимается и начинает постепенно остывать ("белый карлик") и остывает миллиарды лет, пока не превращается в плотный и практически ненаблюдаемый объект.
Если же масса остатка звезды превосходит 1,4 массы Солнца, но недостаточна, чтобы после гибели превратиться в черную дыру, конец жизни звезды протекает бурно - гравитационные силы в центральной части такой звезды слишком велики, чтобы упругость материала могла им противостоять, электронные оболочки атомов разрушаются, и после бурного взрыва центральная часть превращается в нейтронную звезду.
Нейтронная звезда - объект, имеющий совершенно непредставимую конфигурацию. Ее масса превосходит массу Солнца - а диаметр равен пятнадцати-двадцати-тридцати километрам. В результате нейтронные звезды обладают колоссальной плотностью - как любят (и справедливо) говорить, чайная ложка нейтронной звезды весит более миллиарда тонн...
Нейтронные звезды имеют еще одно интересное свойство. Поскольку магнитное поле звезды при коллапсе никуда не девается, оно оказывается сосредоточенным в малом объеме вокруг нейтронной звезды, в результате чего оно превосходит магнитное поле, например, Земли, в триллионы раз. У нейтронных звезд с особенно мощным магнитным полем (магнетаров, о которых речь пойдет ниже) оно может превосходить земное и в квадриллион раз, так что у магнитных полюсов магнетара могут наблюдаться феноменальные явления, связанные с тем, что в таком поле энергия взаимодействия с ним электрона превосходит массу самого электрона. Пустое пространство у полюса магнетара имеет плотность (связанную с массой самого магнитного поля) побольше, чем у вполне осязаемых материалов.
Еще они, нейтронные звезды, быстро вращаются. Момент импульса первоначальной звезды при коллапсе почти никуда не пропал (кое-что передалось SNR - остатку сверхновой), а диаметр снизился, так что скорость вращения увеличилась. Самые быстрые нейтронные звезды вращаются со скоростями порядка 600-700 оборотов в секунду. Представьте себе шар диаметром двадцать километров, который совершает семьсот оборотов в секунду и скорость его поверхности на экваторе превышает пятьдесят тысяч километров в секунду...
Правда, излучая, нейтронная звезда в результате взаимодействия своего магнитного поля с излучением теряет вращательный момент, и ее скорость вращения медленно снижается. (
Кстати, такой же процесс свойственен любой звезде - и поэтому звезды с возрастом снижают скорость вращения пропорционально квадратному корню своего возраста (закон Скуманича). На этом даже основан гирохронологический метод оценки возраста звезды). Но что самое интересное - в остальном своей структурой нейтронные звезды вполне напоминают нашу Землю
Дело в том, что нейтронная звезда состоит из следующих слоев (начиная изнутри):
1. Ядро - скорее всего, твердое и состоит не из привычных частиц (протонов и нейтронов), а из их составных частей (кварков и глюонов), образующих особый сверхплотный конгломерат (нечто вроде чудовищной элементарной частицы).
2. Внешняя часть ядра - аналог земной мантии. Сверхтекучая (вот тут и есть отличие!) и сверхпроводящая нейтронная жидкость, смешанная с сверхпроводящей протонной жидкостью и раствором электронного газа.
3. Внутренняя кора толщиной до 1 км. Она является твердой и состоит из ядер атомов, между которыми свободно движутся нейтроны. Ее плотность уже пониже и превышает плотность, скажем, железа, примерно в 500 миллиардов раз...
4. Внешняя кора толщиной 200-300 метров. Она по составу напоминает сильно сжатую кристаллическую решетку металлов, почти все электроны могут свободно перемещаться от атома к атому. Твердая корка внешних слоев нейтронной звезды состоит из тяжёлых атомных ядер, упорядоченных в кубическую решетку, с электронами, свободно летающими между ними, чем напоминает земные металлы, но только намного более плотные (кубический сантиметр вещества внешней коры весит примерно тонну).
Интересно то, что внешняя кора нейтронной звезды составлена не из однородной кристаллической массы, а из кристаллических плит, что очень напоминает земную кору. А чтобы сходство было ближе, нужно упомянуть, что на нейтронных звездах могут происходить "землетрясения". Зафиксированы случаи внезапного ускорения их вращения ("глитчи"), связанного с тем, что после землетрясения диаметр нейтронной звезды уменьшался (на сантиметры).
А еще на поверхности нейтронных звезд есть рельеф - горные хребты (высотами до нескольких миллиметров, правда, очень пологие) и равнины.
5. Атмосфера. Она состоит из сильно ионизированной высокотемпературной плазмы, простирающейся на сотни километров над поверхностью. Именно в ней зарождаются радиосигналы, которые являются отличительным признаком пульсаров. Сверхбыстрые заряженные частицы, двигаясь по спиралям вдоль магнитных силовых линий, дают начало разного рода излучениям. В одних случаях возникает излучение в радиодиапазоне электромагнитного спектра, в иных - излучение на высоких частотах. И что еще интереснее - на поверхности нейтронных звезд есть не только атмосфера, но и погода, связанная с ее состоянием.
Не правда ли, сходства больше, чем различий?
Ну, и кое-что об эволюции...
Еще раз повторюсь. Магнитное поле нейтронной звезды чрезвычайно велико. Оно вращается вместе с нейтронной звездой, при этом звезда излучает электромагнитные волны, теряет энергию, и ее вращение понемногу замедляется, что неплохо заметно при наблюдениях. Магнитное поле, разумеется, тоже постепенно уменьшается.
И вот по мере снижения скорости вращения нейтронной звезды изменяются наблюдательные эффекты, которыми она себя может проявлять для нас.
По этому признаку известны четыре стадии эволюции "обычных" нейтронных звезд.
1. Эжектор - "молодая" нейтронная звезда с большой скоростью вращения и сильным магнитным полем. Именно их мы воспринимаем как пульсары (радиопульсары).
Это - интересная стадия. Скорость вращения огромна, магнитное поле - тоже. Оно вращается вместе со звездой и удерживает заряженные частицы, порывающиеся вырваться с поверхности звезды. Однако из-за огромной скорости вращения на определенном расстоянии от поверхности звезды скорость вращения поля становится равной скорости света - и все. В этом месте силовые линии "наматываются друг на друга" и разрываются, и частицы, добравшиеся до этого расстояния, беспрепятственно улетают в космос. Поэтому такие звезды и называются эжекторами - они испускают (эжектируют) заряженные частицы, движущиеся с огромной, релятивистской скоростью и излучающие радиоволны.
2. Пропеллер - следующая стадия жизни нейтронной звезды. Скорость вращения снизилась, магнитное поле уже простирается на большое расстояние, обрыва силовых линий нет, и заряженные частицы теперь не могут покинуть звезду. Излучение исчезает, и наблюдать пропеллер становится очень трудно - в сущности, его можно заметить только по гравитационным эффектам.
3. Аккретор. На этой стадии скорость вращения и магнитное поле становятся такими слабыми, что заряженные частицы, которые до этого удерживались магнитным полем, начинают падать на поверхность нейтронной звезды (происходит аккреция вещества).
Они падают в районе магнитных полюсов (на участке размером порядка нескольких десятков метров), падающее вещество разогревается до миллионов градусов и излучает рентгеновские лучи. Участок, излучающий в рентгеновском диапазоне, вращается вместе со звездой, так мы его видим периодически (излучение "пульсирует"). Поэтому аккреторы описываются как рентгеновские пульсары.
Заметим, что старым аккретором является Дейне - точнее, нейтронная звезда, вокруг которой обращается видимый как Дейне коричневый карлик. К счастью, ее экватор совпадает с эклиптикой системы, и с поверхности Кэртианы магнитный полюс нейтронной звезды не виден. Зато виден нагретый его излучением участок коричневого карлика.
4. Георотатор - скорость вращения нейтронной звезды становится совсем малой, плазма из мирового пространства захватывается магнитным полем и не пропускается к поверхности нейтронной звезды (аналогично тому, что происходит на Земле, магнитное поле которой не пропускает заряженные частицы).
Но все это относится к обычной нейтронной звезде (что может быть обычнее простой и бесхитростной нейтронной звезды?). А есть куда более интересные варианты...
Если прогенитор ("прародитель") нейтронной звезды состоял из двух слившихся достаточно массивных звезд, претерпевших слияние в достаточно зрелом возрасте (скажем, в результате слияния двух звезд в бывшей изначально не очень тесной двойной системе) - такая конфигурация называется забавно: голубая отставшая - то внутренняя область получившейся звезды оказывается весьма быстро вращающейся - ведь звезда наследует суммарный орбитальный момент обеих прародителей - и очень турбулентной, что способствует возникновению весьма мощного магнитного поля.
Если от слияния до коллапса проходит относительно немного времени (порядка миллионов лет), ни турбулентность, ни высокая скорость вращения ядра не успевают заметно снизиться, и в результате основная часть весьма мощного магнитного поля прогенитора остается "вмороженной" в резко уменьшившуюся в размерах (до двух с небольшим десятков километров) нейтронную звезду.
В результате коллапс происходит с особенностями. В первые несколько секунд после взрыва сверхновой во все еще сверхгорячей юной нейтронной звезде создается сверхсильное магнитное поле. Потом нейтронная звезда "остывает" (до миллионов градусов), в ней прекращается конвекция, и магнитное поле, превосходящее поле обычной нейтронной звезды на несколько порядков, остается "вмороженным" в звезду, которая, я напомню, в значительной своей части - не просто проводник, а сверхпроводник.
В результате магнитное поле такой звезды может оказаться, повторюсь, в тысячи раз более сильным, чем у "простой" нейтронной звезды (а напомню, у обычных нейтронных звезд оно и так является колоссальным). Именно такие нейтронные звезды с особенно мощным магнитным полем именуются магнетарами. Их магнитные поля могут превосходить магнитное поле Земли в квадриллион раз и, насколько известно, являются мощнейшими во Вселенной. Достаточно сказать, что у рекорсмена по напряженности магнитного поля, SGR 1806-20, который я как-то упоминал, она превосходит земную в квадриллион раз - и кубометр пустого пространства у его магнитных полюсов весит четыре миллиона тонн. За счет энергии магнитного поля.
И вот тут начинаются чудеса. Такое магнитное поле вращающегося (и быстро - несколько оборотов в секунду при диаметре в два десятка километров!) объекта оказывается неустойчивым, да еще при этом воздействует на кору магнетара с колоссальной силой. В какой-то момент может происходить "опрокидывание" поля, сопровождающееся мощнейшим всплеском энергии. В результате в пространство выбрасывается огромное количество гамма-лучей, которые, в принципе, могут угрожать жизни на расстояниях в многие десятки световых лет, а наблюдаются - в тысячах.
Энергия вспышки за несколько секунд может превзойти излучение Солнца за тысячелетия.
После этого эксцесса такой магнетар успокаивается и до поры до времени ведет себя более или менее вменяемо. А потом происходит новая гамма-вспышка...
Именно за эту неприятную особенность периодически, раз в несколько месяцев или лет выбрасывать в окружающее пространство мощные взрывообразные потоки гамма-лучей, подобные объекты назвали мягкими гамма-репитерами (мягкими - потому что длина волны гамма-лучей не слишком мала).
О масштабах вспышки мягкого гамма-репитера рассказывать интересно. Скажем, о самой сильной вспышке того же SGR 1806-20. Он находится на противоположной от нас стороне Млечного пути, в пятидесяти тысячах световых годах от Солнца. В самом конце дня 27 декабря 2004 года на его поверхности произошел очередной катаклизм. Если бы мы обладали зрением в гамма-диапазоне, мы бы его увидели, причем очень хорошо - он с противоположного конца галактики светил в гамма-диапазоне ярче, чем Луна нам в видимом свете. Тогда мощности вспышки хватило на то, чтобы с этого огромного расстояния ионизировать ночью ионосферу Земли сильнее, чем Солнце ионизирует ее днем.
Энергия, излученная с поверхности двадцатикилометрового объекта за несколько десятков миллисекунд, была равна полной энергии, излучаемой Солнцем за сто тысяч лет.
Мило... Если бы этот мягкий гамма-репитер находился не в 50000 световых годах, а на месте Сириуса, мы бы, как любезно рассказывает нам популярная литература, остались и без ионосферы, и без любезного сердцам человеческим озонового слоя. А если не читать популярную литературу, а аккуратно посчитать - то станет совсем грустно: для любого из нас взрыв гамма-репитера с расстояния в десять световых лет был бы равносилен взрыву термоядерного боеприпаса мощностью в 12 килотонн с расстояния в 7,5 километров.
К счастью, таких объектов немного - на сегодняшний день, 28 декабря 2020 года, магнетаров каталогизировано ровным счетом тридцать (из них шесть не до конца подтверждены), из них достоверных SGR - мягких гамма-репитеров - 12 (и четыре кандидата). Ближайший из них - на расстоянии около шести тысяч световых лет, так что с этой стороны нам ничто не угрожает.
Бурная жизнь гамма-репитеров длится не слишком долго. При каждой вспышке они теряют энергию, заодно иногда теряя заодно целые куски коры, образующие вокруг них кольца пыли, их магнитное поле ослабляется, и через несколько тысяч или десятков тысяч лет оно становится недостаточным для генерирования дальнейших гамма-вспышек. Мягкий гамма-репитер становится "обычным" магнетаром, а позже - обычной нейтронной звездой типа пропеллера или эжектора (радиопульсара).