Живая катынская курилка или дело Геббельса все еще живо.
https://www.kinopoisk.ru/film/1026649/Последний свидетель\The Last WitnessМолодой амбициозный журналист расследует гибель более 20 000 польских военнопленных в Катыни, на территории Смоленской области.
Я не буду прятать описание сюжета в спойлер, поскольку уверен что фильм мало кому будет интересен.
В общем некий британский журналист, о фамилии Андервуд(
), натыкается на странные самоубийства польских солдат живущих во время сразу после войны в Англии. Он собирается написать по этому поводу статью, хотя почеу то вокруг все от этого не в восторге, его брат военный, его девушка, которая кстати замужем за неким важным британцем, его газетное начальство, и даже сами поляки. в ходуе своих исследований он обнаруживает что среди поляков есть один русский, о фамилии Лобода. Тут я сделаю отступление
* Речь идет о реальном человеке, свидетеле немецкой комиссии Иване Кривозерцеве, ушедшему с немцами, сдавшегося американцам, отправленого ии к полякам Андерса, которые оформили ему фальшивые документы на имя Михаила Лободы. С удовольствием по этому поводу зацитирую Мухина.https://public.wikireading.ru/48893Ну ладно, главного свидетеля фальсификации Г. Бутца и часть местных свидетелей геббельсовцы убрали. Но ведь были и еще лжесвидетели: 73-летний П. Киселев и 28-летний И. Кривозерцев. В 1943 г. в Катыни эти свидетели тоже рассказывали различным немецким «полуответственным» комиссиям, как НКВД расстреливал поляков. Когда наши войска освободили Смоленск, Киселев явился в НКВД и повинился в том, как не устоял перед гестапо и оклеветал Родину. А Кривозерцев сбежал с немцами, т. е. остался тверд в своих показаниях. Неплохо было бы послушать его послевоенные рассказы. Не получится. Следователь ГВП подполковник А. Яблоков так об этом сообщает: «Именно так поступили с важнейшим свидетелем Иваном Кривозерцевым (псевдоним – Михаил Лобода), который дал немцам показания о том, что в Катынском лесу сотрудники НКВД расстреляли польских военнопленных, и указал места их захоронения. Как было установлено, осенью 1946 г. в составе 2-го танкового корпуса Кривозерцев прибыл в Великобританию. В октябре 1948 г. британские власти в ответ на запросы польской армейской разведки сообщили, что Кривозерцев умер в 1947 г., но отказались сообщить подробности. Ходили слухи, что Кривозерцев повешен или сам покончил жизнь самоубийством»20.
Предварительно замечу, что, по словам тех, кто знал Яблокова по работе в ГВП, этот подполковник крайне туп и косноязычен. Поэтому, хотя он и ссылается, что приведенные им факты занесены в тома 2/54 и 25-й уголовного дела № 159, но нельзя гарантировать, что они занесены именно так. По Яблокову, получается, что Кривозерцев боролся с фашизмом в рядах британской армии, а потом какая-то польская армейская разведка захотела с ним переговорить. (Интересно, сообщил ли начальник этой армейской разведки польскому Генштабу, что он вошел в контакт с британским правительством, или, по мнению Яблокова, это излишне?) И, как видите, Главная военная прокуратура убеждена, что ее дело № 159 рассматривать будут либо идиоты, верящие, что у каждого русского крестьянина, кроме имени, отчества и фамилии, был еще и запасной паспорт с псевдонимом, либо подонки, которые будут делать вид, что вот эта яблоковская галиматья – это и есть то, что называют расследованием уголовного дела.
Упомянутый мною геббельсовец Леопольд Ежевский не знал, что Яблоков о Кривозерцеве будет брехать именно так, поэтому и написал, как происходило дело. Кривозерцев удирал с немцами и сдался американцам, те, вместо того, чтобы выдать его СССР, переправили его в Италию во 2-й польский корпус армии Андерса, поляки сделали ему фальшивый паспорт на украинскую фамилию Лобода и вывезли с собою в Лондон. И вот когда это обнаружилось, Кривозерцева и нашли повешенным21. Как видите, не только немцы уничтожали свидетелей фальсификации, но и поляки. Кстати, все свидетели Катынского дела, кем бы они при немцах ни служили, попав в руки советского правосудия, остались в живых. Бургомистр Смоленска Меньшагин, повторю, умер в глубокой старости в возрасте 82 лет, находясь на полном пансионе в доме престарелых.
С журналистом он говорить не хочет, тогда гг залез ночью в польский барак и спер у Лободы некую шкатулку. В ней оказался дневник польского кадета, обрывающийся на марте 1940г. Он пришел к полякам, мол я хочу все знать, и поговорить с Лободой. В это время важный британец, уж его девушки, навел полицию с обыском на съемную квартиру журналиста, и увел шкатулку. Но правда у девушки остался перевод дневника на английский. Далее поляки и Лобода соглашаются поговорить, но в обмен на возврат шкатулки. Далее следует разговор под запись(на пластинку) в ходе которого Лобода рассказывает что вот мол я в 1940г. вместе со своим другом Киселевым(тоже реальный участник и фальсификаций Бутца и расследования Бурденко) видели как выгружали поляков на станции, грузили в воронки и везли в лес, там связывали, ставили на колени и стреляли в затылок. Все это сопровождается соответствующими кадрами. Потом происходит конфликт из-за шкатулки которой оказывается у журналиста уже нет. Между тем важный британец через девушку узнает о местонахождении Лободы, и выясняется что он советский шпион. Я правда не понял местный ли он лейборист работающий на СССР, или вообще русский внедренный изначально. Но на него работают русские головорезы из НКВД. Они находят Лободу, и пытаются заставить его подписать признания, "мол я под пытками немцев оклеветал Советскую Россию и потом был силой ими уведен", Лобода вспоминает как расстреливали несчастных поляков и отказывается, его душат удавкой, а утром находят повешенным на дереве. ГГ тем временем через брата вышел на некоего архивиста, который дал ему наводку в архиве, где лежали британские доки по Катыни. Жур с ними знакомится, читает "нет никаких сомнений в то что расстреляли Советы, но потому как мы союзники все это необходимо скрыть". дальше на журналиста наваливаются проблемы за которыми явно стоит британское правительство, которое хочет все скрыть. Его брата переводят за границу, жура увольняют из газеты, архивист куда то пропадает, в архивах шарятся русские агенты, и наконец ему говорят сваливать из съемной квартиры. Потом он еще ссорится с девушкой, после того как та признается что это через неё узнали про Лободу. Затем герой еще попадает на суд, в котором британское правосудие вынесло приговор что сей последний свидетель Катыни самоубился, и отказывается публиковать его посмертные письма. ГГ приходит доой видит следы обыска, что искали пластинку с записью разговора с Кривозерцевым, оглядывается, видит агента НКВД, который его и убивает. Однако потом выясняется что он успел подменить и замаскировать пластинку, а его девушка которая все осознала, добивается публикации. Завершается все тем что во всех газета появляется правда о Катыни. Ну а в финале титрами, мол в 90х Горбачев признал, еще в 2012 что-то США сделали.
Отмечу некоторые принципиальные моменты, очень интересного лукавства.
Когда Кривозерцев рассказывает как он в 40 видел поляков, то он говорит "я видел" только про привоз поляков и погрузку на грузовики. А дальше рассказывает про то что творилось в лесу уже другим повествовательным тоном, как закадровый чтец. В своих показаниях немцам, он говорил только про то что видел их на станции и перегрузку. Тут как то так выходит, что с одной стороны "я видел" относится именно к этому, а дальше художественный текст. Как то так хитро вышло, вроде и не соврали, но и ложь показали.
О том что он ушел с немцами говорится только в одно месте фильма, когда его НКВД мучает, причем говорится это по мифологии фильма среди заведомой лжи. Был еще рассказ поляка про замечательного Кривозерцева, но там говорилось ему удалось убежать от наступления Советов, он попал к американцам, они его чуть не выдали в советский сектор, поляки его приютили, он хороший и честный не хотел до последнего прятаться, и только недавно ему сделали другие документы. И на это моменте я понимаю что авторы сценария либо читали Мухина и Стрыгина, либо делали по советам читавших! И они категорически не хотят совмещать этого свидетеля с упоминанием о то что он ушел с немцами. Только там где фильмовый злодей врет.
Так же комиссия Бутца и показания перед ней ни разу не упомянуты и не названы сами собой. В один из моментов важный брит-шпион смотрит кадры съемок раскопок этой комиссии, но эта хроника никак не называется.
По фильму еще есть момент, когда Лобода говорит что мол по началу немцам было плевать, поляки-рабочие нашли могилы, но тогда копать не разрешили. а между тем это важная дата. Рабочие нашли могилы в 42, ежду ними и раскопками Бутца прошел год. И это тоже явное знакомство с Мухины и Стрыгиным, которые до этого факта докопались. А заодно это исправление косяка другого англо-польского фильма с Катынью, "Энигмы". Где показали что могилы внезапно и случайно нашли в 43г.
Кривозерцев как я уже сказал тут не дает показаний перед немцами, об этом не говорится, чтоб не марать светлый облик последнего свидетеля, он тут раскапывает могилы по их заданию. Находит и скрывает от немцев дневничок.
Ну и понятно дело что во времена планов "Немыслимое", британцы никак не прессовали собственно поляков, на тему заткнуться на тему Катыни, а наоборот всячески им потворствовали. Вот кстати опять из Мухина
"Дело в том, что в 1946 г. было два правительства Польши – одно законное, находящееся в Варшаве, и одно самочинное, подкармливаемое англичанами в Лондоне по случаю начала «холодной войны» с СССР. Первое правительство имело на Нюрнбергском процессе свою официальную и признанную Трибуналом делегацию. Второе, естественно, не имело. И тогда лондонские поляки сварганили очень обширный документ: «Отчет о кровавом убийстве польских офицеров в Катынском лесу: факты и документы» и через английского обвинителя попытались протолкнуть его в трибунал24. Но в трибунале Катынским делом занимался Н. Зоря, следовательно, этим документом должен был заняться он.
А у польской шляхты специфические особенности ума, и ей, главное, надо не мешать говорить. Поскольку шляхта живет в своем мире, она плохо понимает, что говорит и как это воспринимается. Ведь мой «Катынский детектив» вызвал в Польше столько злобы не потому, что я нашел какие-то новые факты, а потому, что я проанализировал факты, собранные самой шляхтой.
Отсюда возникает такая версия убийства Н. Зори. Остальные прокуроры Трибунала на этот документ лондонских поляков не обратили внимания, а Н. Зоря обязан был его проанализировать. И если он был неплохим юристом, то, судя по всему, он мог найти в нем прямо противоположное тому, что хотела шляхта, – он мог найти в нем неопровержимые доказательства, что Катынское дело сфабриковано немцами. Он мог по наивности сообщить это британскому прокурору Х. Шоукроссу, а тот – полякам. И у поляков появлялась необходимость не дать Зоре выступить на трибунале с анализом их галиматьи. Но как они могли это сделать иначе, нежели убить его? То есть мотив убийства Н. Зори был только у лондонских поляков. И даты хорошо совпадают: в апреле произведение лондонских поляков издается в Лондоне, потом передается в Нюрнберг, а 27 мая гибнет Н. Зоря."
Т.е. лондонские поляки в 46г. не то что не скрывают тему Катыни от всех, они, сидя в Англии стряпают свои фальшивки спокойно и пытаются их в Нюрнберг пропихнуть.
В общем просто замечательный пример хитрого обхода разных острых углов, так чтоб и не соврать и за художественностью спрятаться, при этом как Беллингкет с учетом критики предыдущих попыток. И спасибо Мухину и Стрыгину за их материалы, благодаря которым такое лукавство хорошо заметно, как и заметна боль в седалище, и даже того что именно неприятно и хочется обойти.
Мой корявый текст и разбор слишком плохи чтоб быть посвящением Сергею Стрыгину, но хоть лишний раз скажу спасибо за его труды и светлая ему память.
ПС. Совсем забыл. Технически данный фильм дешевый и слабый. Я не удивлюсь что снят целиком за польские деньги и ровно на то что они могли себе позволить, как немного актеров могли нанять.