Вдобавок, в своём следующем фильме Тарантино окончательно надругался над жанром вестерна.
Однако к оригинальному вестерну Тарантино куда ближе чем мниться вам. В оригинальных вестернах кровищи, насилия и подлости было в избытке.
не совсем так. Джон Уэйн справедливо ужасался уровню насилия в спагетти-вестернах производства Италии и Испании.
Вестрн... Он разный. Киновестерны… Мой самый любимый, наряду с историческими боевиками, киножанр.
Был некогда немой вестерн, потом блистал вестерн классический, на смену ему пришёл суровый спагетти-вестерн, потом пошла полная синкретика… кое-кто говорит что типа «вестерн умер». Увы, действительно было грустное время… но нет, он не умер, он просто отлежался, зализал старые раны, перезарядил револьверы и ружья, хлебнул недорогого виски – и вот он вернулся! Отличные и предельно жёсткие «Поезд на Юму» и «Водопад ангела» + интеллектуально-элитарное «Убийство Джесси Джеймса»-эти крупные кинопроекты ,снятые в жанре вестерн, подарили нам минувшие годы. И в этом году было явление «Джоны Хекса» и «Золота Мексики».
Вестерн forever! Вестерн – един, пусть он и различен. Но лично мне всёж более всего по душе т.н. "классический вестерн". Форд, Хоукс, Циммерманн (хотя и Леоне, и Корбуччи, и Фуллер, и , конечно же, Пекинпа)... Да, есть некая магия вестерна... И особенно сильно она чувствуется (ПМСМ) именно в классических лентах.
Считаю необходимым сразу же отметить что территория истинного вестерна – это Североамериканский континент. Но есть как наши замечательные «истерны» (в основном про нашу Гражданскую и дела сибирские и азиатские). Был прекрасный восточноевропейский вестерн. Порою появляются и западные по происхождению мутанты наподобие «Праха»…
Вестерн - это суровая сказка, рассказанная на ночь. Сказка, где Добро должно победить (приедет "Всадник на коне бледном"), где федеральная конница успеет примчаться и всех спасти, с честью дать бой ("Она носила жёлтую ленту", "Рио-гранде", "Они умерли в сапогах"), друг не бросит и не предаст ("За пригоршню $","Военный фургон","Рио-браво", "Эльдорадо",), относительно плохой парень найдёт в себе силы стать человеком ("Рио-браво","Жёлтое небо","Три крёстных отца","Крутые стволы","Лихорадка в прериях"); где (на худой конец) Зло всёж получит возмездие ("Слепок правосудие", "Непрощённый", "Быстрый и мёртвый","Водопад Серафима", "Бравадос","Даллас", "Джоси Уэллс вне закона"{отл.жестокий вестерн с Иствудом},"Погоня с дьяволом" ... Хотя бывают и почти чисто "военные" вестерны (обычно про Гражданскую войну + кампании против краснокожих) -"Шенандоа", "Форт Апачи","Зачем жить, зачем умирать", "Маленький большой человек","Солдат в синем мундире", «Два мула для сестры Сары», «Майор Данди», «Крутой маршрут», «Армия фараона»... А `просто` приключенческие вестерны! Несть им числа. «Дилижанс», "Золото Маккены", "Запоздалая расплата"," Скачущие издалёка", "Молодые стрелки"-1,2, "Американские преступники","Открытое пространство","Джеримая Джонсон", «Моя дорогая Клементина», «Уайт Эрп», «Красное солнце», «страж «Красной скалы», «Хондо», «Истинная доблесть», «Дикая банда», «На том стоим», «Буч Кэсседи и Сандерс Кид»... А все эти фильмы про Буффало Билла (я не понял «Б.Б. и индейцы», но вот «Белый бизон»!…) и Кида…
Есть и мистические вестерны («Чистилище» с С.Шепардолм и Э.Робертсом), «Ящик смерти»…
Эпические вестерны – «Как был завоёван Запад», «Красная река», «Однажды на Диком Западе»…
Да, иногда торжествует и зло, или конец героев жесток и мрачен… тот же «Случай в Окс-Боу»… Хотя иногда произошедшее пробуждает катарсис… «Это случилось в долине»…
Есть и подвид т.н. `северного вестерна` (в основном место действия – Аляска, северные штаты осн. Территории США) – «Джеримая Джонсон» (отличный фильм про выживание и сильного человека), «Ледяное безмолвие», или даже тот же «Зов предков» с Р.Хауэром – чем не вестерн?…
Суров был мир того времени, и Закон тогда тоже был очень суров… «Вздёрни их повыше» (К.Иствуд), «Техасские рейнджеры», тот же «Случай в Окс-Боу»… Или финал новейшего «Убийства Джесси Джеймса» (возмездие его убийце). Надо помнить и то, что немало знаменитых бандитов и убийц реального Дикого Запада погибли от рук вооружённых горожан или же были казнены `по приговору` т.н. `судьи Линча`. (как там было сказано в одной из частей «Молодых стрелков» - «Больше всего наши бандиты боятся линчевателей»)…
Или, когда шансов на победу уже нет, всё равно надо взять револьвер и выйти навстречу врагам («Ровно в полдень» Циммермана, потрясающий по силе воздействия на зрителя ч/б фильм, отличная роль Г.Купера + одна из первых ролей Ли Ван Клифа ). Или просто умереть с достоинством, не склонившись и не сдавшись даже перед лицом смерти ("Самый меткий (старый стрелок)")…
Юмор никогда не был чужд вестерну. Причём как юмор грубоватый, так и вполне `джентельменский`. Достаточно вспомнить хотя бы «Рио-браво» с «Эльдорадо». К слову, эти фильмы весьма симпатичны и модным режиссёрам новой волны – К.Тарантино в первую очередь. Спасибо ему за его музыкальные и сценические напоминания про вестерны той давно минувшей `золотой` эпохи… (Хотя вот «Сукияки вестерн джанго» я так и не вкурил. Ну я никогда и не говорил что мне нравится всё, что творит Тарантино…)
А мюзикл по сути своей «Золото Калифорнии» (с Иствудом)…
вот хорошая статья про моего самого любимого актёра из вестернов:
http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/07/714/82.htmlа любимые мною фильмы в этом жанре.... Много их.
)
но вот самый минимум:
-"За пригоршню динамита" (последний шедевр С.Леоне)
-"Хороший, плохой, злой" (Классика жанра на все времена)
-"Она носила жёлтую ленту" (этот фильм не зря получил в своё время «Оскар». )
-"Самый меткий" (это совершенно особый фильм, по сути, это фильм-завещание. Д.Уэйн сыграл в нём старого, умирающего от рака стрелка… при этом он сам уже много лет боролся с этим недугом. Критики и зрители до сих пор помнят этот фильм. И то, как старик (и актёр, и его герой), одетый в парадный вычищенный костюм, с револьверами на поясе, входит в салун, выпить виски в последний раз. Выпить в честь последнего дня рождения (ведь могильная плита уже заказана и оплачена) – и умереть в последней перестрелке в своей жизни. Хорошая и честная смерть. )
-"Однажды на Диком Западе" (Ч.Бронсон, музыка Морриконе…)
-"Ровно в полдень"
-"Всадник на коне бледном"/ «Всадник по имени смерть»/
-"Джосси Уэллс вне закона" (жестокий фильм про жестокого мстителя)
-"Рио-лобо"
-«Тумбстоун» (как они шли! И какая любопытная перекличка с классикой – вспомните «Моя дорогая Клементина»!).
-«Джанго» (с Ф.Неро).
-"Как был завоёван Запад" (Уэйн, Стюарт, Фонда).
-«Непобеждённые» (Уэйн, Хадсон).
Дикий Запад в кино… Скалы, пустыни, индейцы… Человек здесь зачастую один – один и против природы, и против других людей. Здесь легко начать жизнь заново. Но также к тебе легко могут вернуться и тени былого («Месть мертвеца», относительно недавний «Стрелок» и мн.др.).
А фильмы про самого знаменитого американского бандита (и почти героя) Джемси Джеймса! Довоенная дилогия с Фондой, великолепно-брутьальные «Скачущие издвалека» (обожаю этот фильм!), «Американские бандиты», «Убийство Джесси Джеймса»... и это еще не полный перечень...
Очень приятно, что до сих пор ценят люди красоту и простоту классических вестернов. Хотя мне нравятся и хорошие спагетти-вестерны, в первую очередь, конечно же, фильмы С.Леоне. Но всёж более всего лично мне симпатичны герои Джона Уэйна (а сразу после него – и Клинта Иствуда), эти смелые и честные даже во зле люди, эти абсолютно неполиткорректные герои той великой, и увы, уже ушедшей эпохи. И когда я вижу на экране негра-ковбоя, то мне становится очень и очень грустно. Ибо пусть герои (и антигерои) Дикого Запада и не стреляли в реальной с двух рук из револьверов, а стреляли обычно из одного, в большинстве случаев с близкого расстояния или в спину, а также весьма уважали дробовики, однако историческое подобие той эпохи всёж было сохранено. К слову, очень рекомендую всем недавний фильм «Аппалуза» с В.Мортенсеном и Э Харрисом с Дж.Айронсом в главных ролях. Ибо создатели этого фильма долго изучали жизнь и быт Дикого Запада, cкрупулёзно восстанавливали внешний облик оружия и одежды, аксессуаров той эпохи… И часть оружия в фильме – подлинное. И тем более я терпеть ненавижу все эти новомодные течения. А эту долбанную «Горбатую гору» не смотрел и смотреть не собираюсь!
Время тех старых фильмов ушло . Но они не умерли, а как бы стали своеобразным действующим мостом в прошлое. В прошлое Дикого Запада и в прошлое кинематографа.
Да, сам Уэйн как-то возмутился тем, что итальянские и испанские спагетти-вестерны кишат насилием и сплошными ("десятки !") убийствами. Это всё так, хотя и его герои крайне редко страдали гуманизмом... Но всёж они никогда не стреляли в спину (припомним мрачноватую шутку Иствуда по этому поводу) во многом он был прав.
мы помним "Ровно в полдень" Циммермана с Г.Купером, когда перестрелка заняла лишь последние 10 мин. фильма. Который по праву до сих пор считается шедевром психологического кино. А "добрый дядюшка Итан"(с) (в исполнении Уэйна) из "Искателей"! Он не щадит ни живых, ни мёртвых врагов - и не сдаётся и не ломается под ударами судьбы. Он ищет и находит. В тех старых фильмах есть дух подлинного гуманизма - не слащавого и предельно корректного сюсюкания со всякими гадами, а уважения к смелым, верным и честным. Даже к врагам. Чего бы это им не стоило. И насилие никогда не было там самоцелью (в "Непобеждённых" полковник Союза не хочет лишней крови своих врагов-сограждан, в "форте Апачи" герой Уэйна блестяще показал свою честность и стремление к миру с индейцами, он ненавидит мошенников, cпаивающих краснокожих, но, как солдат, он обязан выполнит приказ командира... И он его выполнит. Наверное, именно такие офицеры приказывали потом разжигать костры чтобы конвоируемые в резервации индейцы не замёрзли по дороге…).
Индейцы... В тех вестернах их честно и справедливо показывали опасным и умным врагом. Да, против них вели войну на истребление, но ведь и они скальпировали переселенцев и похищали их женщин и детей... И те старые фильмы (причём наряду с Г.Митичем, киногероем моего детства) были всё-таки ПМСМ намного честнее вестернов последней волны, когда краснокожим выдали полную амнистию и лицензию на отстрел бледнолицых. И поэтому «Рио-Гранде» и «Искателей» я ставлю наравне с «Маленьким большим человеком» и «Танцы с волками». И намного выше того же «Солдата в синем мундире»…
И грязи в тех фильмах не было (как бы сейчас смогли переснять «Рио-браво» "Эльдорадо", "В седле" или "Рио-гранде"!).
В этом плане интересен великолепный "Джози Уэллс", который, наряду с «Человеком, который застрелил Либерти веленса», как бы знаменует собой переход от старых неполиткорректых вестернов к новым, кровавым и не боящимся никакой грязи (а зачастую и купающимся в ней!) спагетти-продуктам. Что вначале тоже были далеко не политкорректны…
Да, в реальности многие из героев вестернов были далеко не лучшими людьми. Но среди них были и настоящие герои, настоящие пионеры и гайфайтеры, настоящие солдаты и ковбои.
И мы навсегда запомним как облик благородных индейцев Г.Митича, так и жилетку и шейный платок идущего с винчестером в руке Уэйна, так и стремительно заряжающего свой револьвер одетого в строгий свадебный костюм Гэри Купера, как и смотрящего с седла вдаль Г.Пека... И неспешно прикуривающего свою сигару Клинта Иствуда…
И федеральная кавалерия так не была разбита.
Все они так и ушли непобеждёнными.
Что ещё хотел бы я сказать. Героев вестерна не раз и не два обвиняли в излишнем индивидуализме. Порою так оно и есть. Такое уж время описывается, такие (сильные духом и телом ) люди… Но надо помнить и то что без поддержки, в одиночку, на границе (`фронтире) было очень непросто выжить… И скорее всего девизом вестерна может быть короткое – «Каждому своё». Кому-то – пуля в спину и собачья смерть в сточной канаве, кому-то – честная пуля в грудь, а кто-то сможет выжить и вернутся…
Вестерн, пожалуй, самый честный и самый романтичный киножанр. Револьверы, пылевики, стетсоны, винчестери и ремингтоны… Суровые и честные (в основном) герои… ПМСМ равными вестерну могут быть только фильмы о боевых искусствах. Тем более что и претензии, предъявляемые к этим фильмам некоторыми зрителями, весьма схожи.
«А,вестерн… Это где все на лошадях и в шляпах… с револьверами… Скушно!»
«А, все эти каратэ и кунг-фу фильмы… Всё друг друга колотят… Скушно!»
Тьфу блин! И вестерны, и фильмы про восточные единоборства неизмеримо глубоки и внутренне богаты. Снятся в них почитали за честь великие актёры… И ещё эти фильмы умеют дарить своим зрителям надежду.
Завершу же это своё сообщение я словами великого Джона Уэйна, замечательного актёра вестернов и военных фильмов, а также действительно сильного духом человека: «Если ты проснулся сегодня – считай этот день счастливым!»
Так что мы пойдём вслед за солнцем.
А вот Квентин... Он - что плюс - нашёл свою нишу. Но эта ниша - что уже минус - это по сути ниша паразита. Как вариант - эксгуматора.
И в отличие от вестерна, что классического, что спагетти, насилие у него не сколько необходимый для пущей выразительности инструмент, сколько самоцель. А это не есть гуд, считаю.
// в зубы дать иногда всёж надо. Вы слышали о противлении злу насилием? Иногда надо и так...