А при скорострельности один выстрел в пять-десять минут и задач таких не было. И двадцатикалиберные монстры вполне были на месте.
Дискуссия упирается в вопрос о курице и яйце. Параллельные были процессы: и скорострельность без возможности попадать и корректировать не очень актуальна, и vice versa.
Все же не совсем.
Для счастливых времен одного выстрела в пять-десять минут (и более) никаких задач высокой точности на больших дистанциях просто не ставилось в связи с бессмысленностью этого занятия.
Какие уж точности у этого изделия:
если оно стреляет раз в семь-десять минут?
А вот как только... как только появилась возможность стрелять не пять-десять раз в час, а на порядок быстрее - так сразу и с большой скоростью появилась потребность и в стрельбе на дальние дистанции, и, соответственно, в повышении ее точности. Ну, а дальше появилось и техническое обеспечение жэтой потребности. А уж позже - еще и аппаратурное и методическое. Ну, а вскоре после описываемых событий было осознано, что рост скорострельности крупнокалиберных орудий делает тактически осмысленной идею all-big-gun.
У японцев уже был пусть несовершенный, но эффективный метод управления групповым сосредоточенным огнем по единой цели. Поэтому, конечно, "задающий" корабль должен был соответствовать повышенным требованиям.
Именно: они не только подумали, но и реализовали концепцию, которой не было в русском флоте. Вопрос, как это было сделано, представляет интерес уже во вторую очередь, хватит и старых добрых флажков. Полагаю, что эта мысль изначально пришла не в японскую голову.
Вот тут я затрудняюсь назвать пионера.
Понятно, что ни первым, ни вторым, и вообще, ни одним до русско-японской войны из счастливых обладателей этих голов не был ни один российский флотоводец и/или, хотя бы, теоретик. Даже думать в эту сторону не собирались. И при многочисленных рассуждениях о тактике даже тени мысли о том, чтобы подчинить тактику интересам ведения эффективного эскадренного огня, не появилось.
Хотя, казалось бы, именно адмирал А. А. Попов любил говорить о том, что "корабли строятся для пушек". Но вот выводов в части тактики и практики, обучения и вооружения ни он и никто другой не сделал (а те выводы, которые он сделал, даже вспоминать противно).
А вообще, для офицеров российского флота, склонных к анализу пережитых боев, эскадренная стрельба японцев явилась неприятным сюрпризом.
Замечу, это странно, потому что те же англичане опытами и тренировками в этом направлении занимались уже не первый год.
Так ключевой вопрос - меткости на "нормальных дистанциях" в три километра.
В последнем бою "Варяга" временами было сближение и на такую дистанцию, а толку? Правда, об ужасающе низкой подготовке тамошних артиллеристов даже при исправном дальномере в мирное время не написал только ленивый.
Вот в части боя "Варяга" есть несколько мыслей.
Мысль первая - капитан В.Ф Руднев лично у меня находится в большом подозрении в части компетентности (что я упоминал) еще по причине безобразного технического состояния энергетической установки вверенного ему крейсера (в котором пожизненно "виноват Крамп", мы же помним). Да и в части его правдивости есть сомнения - вскоре после его прихода крейсер еще ходил 21,8 узлов без форсирования и даже при неполных парах, и отчего он вдруг вскоре под командованием Руднева давал только четырнадцать - это вопрос. Или кто-то врет, или кто-то некомпетентен. Ну, или как вариант - ночью Крамп прокрался и все испортил
В общем, я не уверен в том, что качество подготовки комендоров (и артиллерийской части в целом) у Руднева было намного лучшим, чем подготовка энергетической установки и машинной команды.
Мысль вторая - вообще, режим службы "Варяга", определенный начальством, ну никак не способствовал повышению квалификации артиллеристов. А это, говорят, как на пианино играть: полгода не поиграл, начинай восстанавливать навыки. Не зря корабль даже с опытной командой после полугодового простоя считается небоеспособным и требует проведения сложного комплексного курса боевой подготовки.
Ну, и мысль третья. В любом случае люди, пусть даже натренированные (когда-то) в полигонных условиях на учебных стрельбах по щиту с трех кабельтовых, оказавшись на палубе при открытой (по чьей-то вине) пушке под вражеским огнем, мягко говоря, будут волноваться и полигонной точности не покажут.
Отец родной и большой психолог, охотно рассуждая "по вопросам морской тактики" вообще и о "нравственных началах" в частности, добиваясь открытого палубного расположения артиллерии, этого явно не учел. А когда по тебе пуляют, кругом взрывы, осколки летят, в качестве прикрытия от них выдана форменная тельняшка, тут ни на пианино не поиграешь как следует, ни в цель точно и быстро не постреляешь. Другим голова занята.
А как же воля барская?
Ну техника же. Не втолкуешь ей, хоть всю её переломай.
Значит, механики мало стараются. И не справляются с тем, чтобы начальственную волю выполнять.
И вообще...
"Умный, твердый, бравый и настойчивый начальник этой эскадры не прикроется никакими инструкциями, а найдет и уничтожит врага. Он не будет подыскивать коэффициенты сил, а примет наш русский коэффициент, что сила - не в силе, сила в решимости, сила в любви к родине". (адмирал А.А.Бирилев об адмирале З.П.Рожественском, декабрь 1904 г.).
Думаете, твердая уверенность и убежденность в том, что сила - не в силе, сила - в решимости, к лошадиным силам в машине не относится?
Опять же, связать в уме отношение к техническим вопросам с привычным командованием и управлением - это напряжение интеллекта надо!
Командиру "Ретвизана" это как-то удалось. Может, его надо было в адмиралы поставить?
В конце концов, поставили. Вице-адмирал Эдуард Николаевич Щенснович, член Адмиралтейств-совета и первый командир и организатор подводного флота России, умер в 1910 году. Скорее всего, от последствий ранения в Желтом море.
Но это лишь потом. Да и не так уж много таких было.
И тут, как только адмирал решительно повернулся отдать приказ, обрекающий японцев на разгром, случилась беда - роковой снаряд ударил прямо в просвет боевой рубки.
А рассказал нам об этом дух святой?
Так он, судя по всему, постоянно является основным информатором "историков" известного типа.