Феномен обязательного наличия грузин в советском кино, действительно имеет место быть. Вопрос, насколько это обязательство было официальным (как квоты на негров в Голливуде, а теперь на женщин и моногамных)? С другой стороны, в военном кино у нас всегда показывали интернационал - славянский однозначно, из других - чаще закавказский и немного среднеазиатский.
А я вот слегка задумалась. И стало мне казаться, что мы задним числом, наблюдая актуальные выверты актуального общечеловеческого кино, запрягаем в одну телегу коня, трепетную лань, козла и осла. Что в позднем СССР была "политкорректность" при приемах в Вузы и на ключевые посты в национальных образованиях - факт (сама нанюхалась), что до кино, особенно кино военное, тут несколько сложнее.
1. Много снимали республиканские киностудии. Вполне логично что "Грузия фильм" снимет "Отца солдата" про грузина, а довженковыца в "Стариках" сделают комэском украинца.
2. Советская власть осознанно тасовала людей, а война этот процесс многократно усилила и все и вся смешалась, поэтому все так или иначе налетали на всех. При этом запоминается, как правило, что-то непривычное и яркое. Вспоминаю рассказы моей бабушки, через руки которой в госпитале прошли тысячи раненых. Она помнила далеко не все фамилии и имена, но национальные особенности память сохранила. И это при том, что она успела какое-то время пожить на Северном Кавказе.
Для меня эталоном показа национальных моментов на войне являются Симонов, чуть в меньше степени Богомолов, Герман и тот же Вершигора (по причине географических ограничений у него срез меньше, чем у мотавшегося по всем фронтам Симонова). И я не помню ни у кого из них соединения, собранного по типу "ноева ковчега". Хотя отдельно взятые представители тех или иных национальностей попадаются постоянно. И они на своем месте и являются при этом одним целым со всеми остальными. Когда же книга становится фильмом, это добавляет яркости. Хотя эту яркость добывали и иным путем( "Два бойцы" и Бернес с псевдоодесскими "Шаландами")
О грузинах. В"Стариках" грузин мелькнул и пропал, а история Ромео из Средней Азии и Маши - это отнюдь не политкорректность. Грузин у Быкова есть в "Аты-баты шли солдаты", но он там глаз не режет. С "Ковпаком" несколько болкк загадочно, поскольку в оригинале этого персонажа нет, зато там есть еврей-снабженец, которого из фильма изъяли. Можно задуматься, зачем грузины понадобились именно довженковцем(ходили слухи, что там в свое время без Эдуарда Амвросиевича не обошлось), но давайте вспомним лучшие военные фильмы с точки зрения национального вопроса.
"Освобождение" - не исторические личности не меньшинства (товарищ Сталин - отдельная тема) "Блокада", "Битва за Москву" - то же самое. "Осажденная Одесса" - там город такой.
"На всю оставшуюся жизнь", "Живые и мертвые" (Серпилин у Симонова полутатарин, но в фильме об этом ни звука, фотокорреспондент Мишка - еврей, но он и был таковым), "Фронт без флангов" (там на характерную роль взяли не представителя той или иной национальности, а морячка), "Обратной дороги нет", "А зори здесь тихие", "Командир счастливой щуки", "Торпедоносцы", "Они сражались за родину", те же "Офицеры"... Все в пределах разумного.