Ну, наконец-то я посмотрел данное творение от HBO. Причем просмотр был рваный - сразу я посмотрел первую серию, после этого решил почитать записи Легасова и несколько статей в той же вики (не кидайтесь) об аварии на ЧАЭС. После чего досмотрел оставшиеся серии.
Что понравилось:Буду далеко не первым, кто отметит отличную работу художников по костюмам и реквизиту. Не знаю, откуда это все тянулось и доставалось, но это первая на моей памяти экранизация зарубежными кинодеятелями, гда такое точное внимание к деталям. Все российским сериалотворцам показывать как учебное пособие.
Умудрились при всей клюквенности (об этом ниже) показать некоторых людей из руководства человечными, что ли. Сразу вспоминается генерал, севший за руль грузовика для замера реального уровня радиации.
Достаточно толковое и подробное описание причин и хронология самой аварии в 5 серии. Насколько я погрузился в тему - придраться практически не к чему.
Актеры играют хорошо, особенно два главных героя, от остальных не скажу что было впечатление качественной актерской игры.
Что не понравилось:Сериал, как ни крути - реальная клюква. Я не понимаю, уже после просмотра, почему эр Лоренц сделал ассоциацию с "Движением вверх". Здесь СССР пинается от души и по всем канонам - угроза Щербины выкинуть из вертолета; выход Сытникова на крышу реактора под дулом автомата; министр-шахтер с теми же автоматчиками; непреклонность КейДжейБи даже после съемок со спутника и замеров радиации, выраженная в предоставлении немцам заниженного уровня радиациии; седой партиец с клюкой, предлагающий во имя Ленина обрезать всю связь в Припяти, дабы защитить людей от того, что эти люди.... дальше я без пересмотра не вспомню, простите
Щербина, превращающийся из упоротого чиновника в толкового начальника отдельно вызывал неприятие к создателям сериала, ибо даже его биография в вики, без детального изучения, говорит об обратном.
Все говорят, что много водки. С третьей серии все ее хлещут как минералку, такое впечатление. Но странно, почему мало кто обратил внимание на повальное курение. Я такого обилия табачного дыма не особо припомню в сериалах и фильмах. Очень заманчивый повод поконспироложить про АнтиЗОЖ, кстати.
Достаточно много времени отведено зачистке от домашних животных, где показана бабуля, отказывающаяся уходить, ибо она здесь очень давно и при этом подробно объясняет солдату про тяжелую жизнь. В очень короткой истории есть якорные слова - голодомор, Сталин, странно даже, что бабуля еще упомянула про гитлеровцев. Ну и для тех до кого сразу не дошло - в пятой серии Щербина во время перерыва суда делает повтор этих тезисов, правда уже без якорных слов, но зато про землю сочащуюся кровью.
Выставление Легасова этаким диссидентом, который в итоге превозмогает страх. После прочтения его записей было достаточно неприятно смотреть, как достойного человека показывают в сериале.
Почему-то реализм мгновенно улетучивается при показе воздействия радиации на людей, при аварии вертолета на 2-день после аварии, а не через полгода как в реальности, при цифрах и аналогиях с Хиросимой, несколько раз озвученной Легасовым в разных сериях.
Ну и по мелочи, из которых складывается картина - постояенно обращение "товарищ" друг к другу, показ тотальной слежки, какбэ ненавязчиво, но непрерывно на протяжении всего сериала, выбранные образы чиновников (самый колоритный из неприятных - минский, "бывший директор обувной фабрики"); обед команды зачистки с кивком в сторону плаката "Наша цель построить счастливую жизнь" - отдельная вишенка для меня была, очень уж топорный контрапунктный прием был использован.
В итоге - реализм картинки соседствует с достаточно клюквенным сценарием, наверное потому и возникает мнение, что раз с такими деталями подошли к воссозданию обстановки, то и в сценарии работали с историей также аккуратно. Так вот - нет, но в спор ни с кем в жизни не втягивался, хотя несколько раз и подмывало. Ибо я сразу спрашивал - читали ли вы записи Легасова. Никто кроме меня не читал, что характерно. Про записи я спрашивал к тому, что как бы они едва ли не единственные данные, которые я прочитывал без скепсиса, в отличие от той же "Чернобыльской молитвы".
Ну и стало интересно, были ли подобные примеры уже в кинематографе, где форма настолько реалистична, что впечатление это для многих распространяется и на содержание, то бишь сценарий.
А резюме все же такое:Очень показательная цитата с просторов интернета:
"На тему возмущения общественности сериалом "Чернобыль" от HBO следует сказать, что если бы его снимали отечественные режиссеры на средства Минкульта, то американская версия на фоне выглядела бы заказом Гостелерадио СССР, со строжайшей цензурой и тщательно выверенной фактологией в стиле социалистического реализма.
Хотите антисоветской клюквы? Рецепт прост: деньги Мединского, консультации ВРИО и режиссура Звягинцева/Лунгина. HBO после этого покажется заседанием парткома сталинской эпохи."