Конечно, трактат был о "видимом небесном", но крайне сомнительно, что составляя достаточно подробное описание видимых астрономических объектов, основанное на имеющихся в обществе знаниях, он бы не стал включать такой интересный объект, как возвращающаяся звезда, даже не представляя себе что это такое.
Он и об остальных объектах этого не знал.
Но, замечу, в земных астрономических трактатах кометы тоже зачастую не упоминались.
Логику Эвмена понять можно. Возвращающуюся звезду он мог не рассматривать как видимое небесное, например, по причине того, что она как таковая невидима. Она не относилась к постоянно наблюдавшимся на небе феноменам, появлялась весьма редко, а считать ее космическим объектом ("видимым небесным") легко нам, знающим ее природу. Солнце, Луна, звезды, аксенаи имеют место на небе постоянно, звезды утренняя и вечерняя - почти постоянно (правда, попеременно), а этот феномен является раз в 25 лет, и за что его включать в число наблюдаемых объектов?
а если вдруг до времен Эвмена дошли сведения о том, что ее в небо запустили Абвении, скажем, на людской памяти (пусть даже это давно было) - тем более.
Что до жителей Багряных земель, то на мой взгляд ограничение у них тоже есть, только не явное. Те же самые обычаи, традиции и условно "религиозные" запреты это тоже своего рода механизм торможения.
Э, нет, это не механизм торможения, а естественные ограничения.
Если у группы дикарей появляется религиозное поверье о недопустимости прикосновения к посланным богами электрическим розеткам или к извергающимся вулканам, это никак не искусственно внедренный механизм торможения, а более или менее адекватное отражение пережитого опыта.
А вот отсутствие желания удовлетворять абстрактные потребности - это уже не естественное следствие пережитого опыта, а результат искусственного вмешательства в человеческую природу. И он распространяется только на жителей бывшей Золотой Анаксии (и то, возможно, не на всех).
А для того, чтобы осознать тщетность соотнесения развития Земли и ЗЗ Кэртианы стоит обратить внимание не на времена Эвмена, а на куда более позднюю эпоху. Конкретно - на 363 год Круга Волн. И последующие века.
Безусловно. Логика функционирования мира определяет уровень развития общества. Представить, что за 800 лет не будет написано ни одного стоящего научного исследования по любой ранее исследованной теме я на Земле не могу. А в Кэртиане это норма.
Хуже того. На Земле тоже можно представить себе отсутствие исследований, по которым получен и автоматически подтверждается некий достоверный результат.
А вот когда труды Торбея лежат в каждом уважающем себя книгохранилище, по ним учатся поколения сьентификов, а за это время орбита кометы явным образом изменилась, и никому из наблюдающих даже в голову не приходит пойти и разобраться, отчего в книжке одно, а на небе - другое - это уже показательно. И весьма.
Какие уж тут сравнения с Землей в таком случае - если в обществе явным образом отсутствует основной источник мотивации для перемен? Понятно, что некоторый прогресс будет иметь место - нашли порох, придумали ружья, нечаянно нашли новое блюдо, понравилось, ввели в кулинарную практику, или неторопливо развили парусный флот - но целенаправленного поиска явно не будет. А значит, условия развития ЗЗ и Земли принципиально различаются, и проводить какие-то прямые стадиальные аналогии бесполезно