«Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений».
Фильм Элио Петри, снят в 1969 году.
Чрезвычайно любопытный фильм. Детектив, криминальная драма, постепенно перерастающая в драму социальную и политическую. Ну а завершается всё это вообще на некоем ином уровне (и не зря я уже в середине просмотра вспомнил про Кафку!).
Блестящая, мощнейшая, великолепнейшая работа Джан Мария Волонте. Титаническая просто. Игра буквально практически на разрыв аорты. Настоящее потрясение и наслаждение настоящей актёрской игрой. Впрочем, мне он и в вестернах всегда очень нравился.
Перед нами детектив, где преступление совершается уже в самые первые минуты картины. Более того, убийца здесь тоже известен практически сразу. А вот дальше начинается самое интересное. Грубо говоря, начинали с Чейза, а закончили Сименоном, Дюрренматтом и Кафкой.
Совершить идеальное преступление – мечта многих преступников. А если этот преступник ещё и обладает некими специальными знаниями? Но почему он, скрываясь и одновременно запутывая свои следы, в то же самое время всё время втайне мечтает о своём разоблачении? Почему, образно говоря, скрываясь в тёмном лесу, он всё равно оставляет за собой едва уловимую цепочку из хлебных крошек?.. Что движет им?..
Первая половина фильма просто великолепна. А вот дальше… Дальше «чёрный детектив» мутирует в авторское высказывание про суть общества и власти, насилия и свободы. Делается это, увы, с левацких позиций, что в немалой степени обесценивает моральный посыл фильма. Потому что мои симпатии не на стороне студентиков-поклонников автора красной книжицы цитат, а на стороне кошмарящих их «псов режима». В фильме есть сцена весьма жёсткого допроса, но, простите, если ты тусуешься с бомбистами, будь готов и отвечать за содеянное ими. К сожалению, синематограф тогдашней Южной Европы слишком часто видел героев в левацких террористах, что итальянских, что басконских. И это очень печально. Но тем не менее, сами диалоги о сути и природе насилия, о власти и органах правопорядка, а также о демократии и свободе – крайне интересны и выразительны. Как очень интересно показано и некое, по сути, глубинное государство, собирающее информацию про всех и про вся. Впрочем, глобалистские корпорации тоже умеют это делать. И не имеют при этом моральных сдержек традиционного государства…
И снова начинается детективная драма. И трагедия. Трагедия преступника, которого тоже становится жалко. Потому что изначально он был совсем другим. И большая вина должна тут лежать не на нём… И вот с этим антибуржуазным высказыванием создателей картины я уже полностью соглашусь. Зло породило зло. Змея укусила себя за хвост. Трагедия маленького большого человека, которого просто довели.
А ещё тут будет и рассказ о морали условно закрытых групп. И опять-таки дух Кафки будет струиться с киноэкрана в зрительный зал…
Игра. Абсурд. Но и кровь.
Резюме:
Крайне интересный и весьма небанальный фильм. Мощнейшая актёрская игра, музыка Эннио Морриконе, размышления над природой преступления и природой насилия и власти.
Сильный фильм.