Мы в Старом городе. Это район Нижних улиц, названных так по отношению к Верхним улицам города.
Карабкаемся на горушку (ох-ох!), но зато какой красивый вид на Женеву, и здесь же видим остатки крепостной стены, заботливо охраняемые.
Старейшее здание колледжа, основанное в 1559 г., которое основал Жан Кальвин. Оно осталось муниципальным учебным заведением и по сей день, почти не перестраивалось, только двор засадили деревьями. Во времена Кальвина, когда на строительство колледжа стало не хватать денег, были введены денежные штрафы. Ими облагались те, кто совершил какой либо проступок. Суров был Кальвин. Но справедлив.
Проступки, всякие такие проступки: аптекарь продал груботолчёный порошок, выдав его за мелкотолчёный – штраф! Книготорговец слишком дорого продал книгу Псалмов – штраф! Бывший синдик (глава муниципалитета) назвал кого-то жестоким тираном – штраф! Женщина надела украшение - штраф-штраф-штраф! Кальвин считал, что наказание невиновного – меньшее зло, чем безнаказанность виновного. Римское право плачен в сторонке.
Сейчас это колледж, в котором учатся дети, начиная с подготовительного класса, здесь же их готовят для поступления в Университет, как рассказала нам гид. Знания здесь дают основательные, но! Представьте себе, что закончив этот колледж, а затем университет молодой специалист выходит в возрасте … 30 лет. Мы очень удивлялись.
Средневековая улица ремесленников-котельщиков. Здесь они свои котлы и продавали.
В этом доме жил швейцарский художник Жан Этьен Лиотар (1702-1789 ). Как писали о нём, живописец королей и красивых женщин. Его картину «Шоколадница» все знают, она висит в Дрезденской галлерее. Он работал и во Франции, при дворе Людовика XV, где написал портрет мадам де Помпадур. Портрет ей не понравился и она заявила: «Ваша борода составляет всё ваше достоинство». Когда Лиотар, будучи уже немолодым человеком, решил жениться на девушке гораздо моложе себя, она поставила условие - сбрить бороду, и получила свадебный подарок: шёлковый мешочек со сбритой бородой своего жениха.
Выходим на площадь Бур-де-Фур – самую старую площадь в городе, которая находится на месте римского форума, здесь в средние века проходили ярмарки. В XVI веке изгнанные протестанты нашли здесь убежище. Потом ярмарки закрыли, а рыночная торговля была перенесена на площадь Молар.
Средневековый фонтан 18-го века. Это наша гид около фонтана. И питьевой крантик, который был тогда на рынке. Вода здесь очень вкусная и ледяная. В жару.
Площадь окружена сохранившимися средневековыми зданиями.
Когда-то это была очень красивая улица, средневековые здания были украшены лепниной, фресками, но по распоряжению Кальвина всю эту красоту уничтожили, сохранилась только вот такой красоты дверь в самую старую адвокатскую контору. Адвокаты, как им и положено, свою дверь защитили.
Мы пройдём к следующей площади – Молар, мимо средневековой башни Молар. Она была сооружена еще в 16 веке, и прежде выступала, как оборонительное сооружение крепостной стены.
На этой площади был рынок. Здесь торговали всем, но главным образом рыбой. К праздникам площадь была «забита» дичью, а вот мясом здесь не торговали, его можно было купить в других местах города. Причём, если туши животных продавали по частям, то головы «из уважения к животным» – только целиком. И горе тому мяснику, который вздумал обмануть покупателя, – он должен был с факелом в руках и с куском мяса на шее обойти, к своему стыду, весь город.
В таком неказистом здании проходили известные аукционы Кристи. сохранилась и старинная вывеска.
Поднимемся к Верхним улицам. Уже виднеется шпиль главного кафедрального собора Женевы.
Проходим мимо дома, где жил военный врач Луи Аппиа. Он входил в так называемый «комитет пяти» или «Комитет защиты раненых», основанный Анри Дюнаном. Ниже я ещё буду упоминать о «Комитете», ставшем основоположником международного движения Красного Креста.
И мемориальная табличка, где надпись гласит, что доктор Луи Аппиа призывал помочь раненым воинам – первый шаг к основанию Красного Креста.
Это самая высокая точка над городом и перед нами самые старые швейцарские часы.
Про часы тут такая интересная история. Когда в стране взяли верх протестанты, то настали суровые времена. В соборах замазывали фрески, избавлялись от лепнин и прочих излишеств, в опалу попали и предметы роскоши. Женщинам запрещалось носить всякие украшения, кроме крестика на шее. Ювелиры оказались не у дел, изготовление украшений запрещалось, и тогда они переквалифицировались в часовщиков. Началось изготовление женских и мужских часов. Дело пошло на лад, поскольку посещать церковь надлежало шесть раз в день, так что часы стали не предметом роскоши, а суровой необходимостью. Так ювелиры перевалифицировались в часовщиков, но не забывали о своём прежнем ремесле, украшая часы, делая их красивыми.
Этот дом (на который нам указывает попавшая в кадр рука гида) связан с историей возникновения Красного Креста.
Молодой швейцарский предприниматель Анри Дюнан стал свидетелем битвы возле селения Сольферино близ Мантуи, где за несколько часов было убито и ранено более 40 тысяч человек. Медицинские службы воюющих сторон не могли справиться с таким потоком раненых, люди были обречены на страшные муки.
Видя эту тяжелую картину и чувствуя безысходность ситуации, Анри Дюнан обратился к местному населению, призывая о помощи жителей близлежащих сел. Он просил оказывать помощь всем раненым, невзирая на национальность. Местные жители откликнулись на призыв.
Позднее, в 1862 году Анри Дюнан написал книгу «Воспоминания о битве при Сольферино», в которой описал всю боль и страдания, пережитые солдатами всех армий, воевавших при Сольферино. Она была разослана не только его друзьям, но и многим политическим деятелям и даже монархам. Колоссальный успех книги, в которой он пропагандировал создание добровольных обществ по оказанию помощи раненым в сражениях, стал толчком к осуществлению этой идеи.
17 февраля 1863 года здесь состоялось первое заседание Международного Комитета помощи раненым, в состав которого входили: генерал Гийом Анри Дюфур, Анри Дюнан, филантроп Гюстав Муанье, врач Луис Аппиа и врач-хирург Теодор Монуар.
Здесь на самой высокой точке города находится собор Святого Петра. Собор построен по инициативе епископа Ардусиуса де Фосиньи. Строительство началось в XII веке и длилось больше 100 лет. В середине XVIII века туринский архитектор Бенедетто Алфиери заменил готический фасад на классический портик с коринфскими колоннами белого мрамора, напоминающий Пантеон. Архитектор не спросил за свою работу денег, но благодарные жители преподнести ему замечательной красоты бриллиант. В конце XIX века был построен металлический шпиль для устремлённости ввысь, чего остро недоставало критикам собора.
Колокольня собора.
Внутренность церкви «грандиозно-прекрасна и сурова», как было написано в старинном русском путеводителе. Во время реформации собор был сильно повреждён протестантами, двери снесены, витражи разбиты (сейчас это витражи конца XIX века, копии прежних), настенные фрески замазаны.
Под сводами собора проповедовал Жан Кальвин, оуждавший католическую службу за излишнюю пышность, служителей культа за излишнюю роскошь, а самого папу Римского за продажу индульгенций, отпускающих земные грехи. Здесь хранится, как драгоценная реликвия – стул Жана Кальвина.
Библия, которая открывалась на той странице, где будет проповедь, которую читают в этот день.
Кафедра, с которой произносятся проповеди, номера этих проповедей вывешиваются на доске.
В часовне, посвящённой Св. Кресту Господню, захоронен герцог Анри де Роган, тот, которого французский король Генрих IV любил, как друга, а сын его, Людовик XIII , «страшился, как грозного неприятеля». Герцог де Роган «жил и умер с мечом в руках и в лаврах победителя», – писал о нём Карамзин. Сам герцог де Роган завещал похоронить его в Женеве, которая в своё время дала ему приют. Его гробница чёрного мрамора была возведена дочерью герцога, рядом – статуя герцога. Полагают, что вместе с герцогом в гробнице покоится и его сын Танкред. Судьба его «достойна примечания и слёз чувствительного человека», – как писал Карамзин, перессказывая печальную историю его жизни.
Дверь, какой она была раньше (восстановлена) в одну из часовен.
Эта часовня была восстановлена вместе с органом, чтоб увидеть, какой она была раньше. Стены, покрытые фресками. Прекрасные витражи. Красивейший орган. Часовня была построена по инициативе кардинала Жана де Броньи. Он не успел побывать в соборе, умер в Риме, но его прах перенсли и похоронили в этой часовне.
Такая красота была разрушена, замалёвана суровыми протестантами!
Вот такой он, восстановленный орган.
У стены собора очень выразительная статуя. Это Св. пророк Иеремия – один из четырёх великих ветзозаветных пророков. Ему приписывается Плач Иеремии — одну из книг Ветхого Завета, состоящую из пяти скорбных гимнов, созданных на гибель «Царицы всех городов» Иерусалима.
О нём Александр Мень написал:
«§ 8. Пророк Иеремия: жизнь и служение (до 597 года)
О жизни и личности св. пророка Иеремии в Библии содержится больше сведений, чем о каком-либо другом пророке-писателе. И это не случайно. Иеремия — великий провозвестник личной религии, «религии сердца», приоткрывший людям мир своей внутренней молитвенной жизни. Иеремия близок по духу псалмопевцам. Он обнажает перед нами тайники своей души, любящей и страдающей, души, которая ведет постоянный диалог с Богом. Он принадлежит избранному Остатку, ему суждено быть свидетелем и предсказателем национальной катастрофы. И он же первый произнесет слово «Новый Завет» более чем за пять веков до явления Христа Спасителя».
К собору прилегает небольшой храм, называемый Аудиторией, потому что во времена Кальвина он использовался как учебная аудитория, где Кальвин преподавал богослвию. Храм стал одной из аудиторий основанной Кальвиным академии, положившей начало Женевскому университету. Это вход.
Самый старый отель города.
Окончание следует.