Продолжение рейса. Собственно, пошло возвращение домой...
3.11. 2003.
Болтаемся на рейде Панамы. Уже день, как болтаемся - пришли рано утром, а в канал пойдём, естественно, ночью :( . Впрочем, тут по-другому и быть не может - днём они пропускают большемеров и опасные грузы, а мы ни тем, ни другим не являемся. Заправляться же будем в Колоне, на том берегу. Тоже на рейде, с баржи. Так что пока висим на якоре, вокруг толпятся другие очередники, а на среднеудалённом береге белыми свечками торчат панамские небоскрёбы (61 штука по прямым подсчётам). И висит очень изящный мост между двумя Америками. Кстати, я тут озадачился - а где формально проходит граница между С. и Ю. материками? Почему-то все уверены, что по каналу, но ведь его прорыли сильно после? Действительно не знаю.
Рыбачки на корме поймали акулёнка-молота длиной за сорок сантиметров. Я минут десять ходил вокруг Лисой Патрикеевной и умильно улыбался, но всё-таки выцыганил его для школы. Потом долго соображал, в чём фиксировать, потому что в двухлитровую банку он не лез. В конце концов приспособил одно из бентосных вёдер. Авось довезу.
Вот так. Был Тихий океан - и нету. Уже нету, Панмский залив - это всё-таки не то, тут даже вода другого цвета. А скоро и формально уйдём. И - по прикидкам сегодняшнего дня - нынче ровно месяц до Калининграда.
4.11. 2003.
Болтаемся на рейде Колона. Берём топливо. Ночь и день выдались на редкость забавными, но всё по порядку. Итак, вчера, в семь с копейками вечера, мы снялись и тронулись к каналу. Над городом слабенько бухали фейерверки, на канальских электровозиках висели панамские флаги, сторожевичок, стоящий у входа, поднял флаги расцвечивания, и такие же поднял стоящий сразу за межамериканским мостом мексиканский брат "Крузенштерна" по имени "Куаутемок". У "Куаутемока" ещё по всем реям, мачтам и вдоль фальшборта горели огоньки, как гирлянды на новогодней ёлке (потрясающе красиво). Короче, полная иллюминация - Панама отмечала 100 лет независимости Республики (в 1903 г., когда большие дяди всерьёз собрались рыть канал, она как-то тихо и невзначай отделилась от Колумбии, см. "Короли и капуста"). Мы бодро прочапали шлюз Мирафлорес и через маленькое озерко подошли к шлюзу Педро Мигель, за которым, собственно, начинается канальная узость. К одиннадцати ночи прошли Педро Мигеля, и тут выяснилось, что в канале затык.
Какой-то сидор неверно рассчитал изменение своей осадки при переходе из солёной воды в пресную, и где-то впереди он завис в ночи и тумане - дальше не проходит, а назад, извините, как? Короче, канал встал на семь часов, пока они с этим сидором как-то не разобрались. Подарок канальцам к празднику (если, конечно, не предполагать, что они всё это выдумали, чтобы квасить спокойно :). Так что нас тихо пришвартовали к молу шлюза, а с берега орали цикады.
Всю темноту перестояли у Педро Мигеля, и тронулись дальше только в семь утра, под ясным солнышком. И все самые интересные места прошли-таки днём. Копаный кусок канала, где высокие скалистые холмы по берегам были вырезаны террасами и напоминали ацтекские пирамиды, с полянами какого-то злака. Русло бывшей реки, прокопанное по фарватеру, ещё неширокое, с тропическим лесом, сползающим к берегам и нависающим над жёлто-коричневой мутной водой. Лес, кстати, не очень выразительный - просто плотный непробиваемый ковёр некрупной листвы, из которого
иногда торчат пальмовые и банановые листья, с редкими цветами - то дерево с яркими жёлтыми кистями, то какой-то фиолетовый вьюнок, забравшийся на самую верхотуру. Бухточки, где вода ярко-зелёная от вспышки планктонных водорослей и на поверхности покачиваютсят розетки... - как бишь её зовут? - у нас дома в банке такая плавает, на капусту похожа. Немножко странно было видеть эти розетки, которых проносило мимо борта - их дело в аквариуме сидеть. Озеро Гатун, здоровенное, с множеством маленьких, покрытых деревьями островков, и гладкой водой, в которой отражаются облака, прибрежные деревья и выплывающий навстречу из протоки огромный белый океанский круизник с острым носом и закруглёнными палубами. Невысокие красные обрывы там, где волны от проходящих контейнеровозов подмыли берег, и ветви, свисающие над ними к воде. Сам прибой от корабельных "усов", плещущийся под стволами. Двухметровый кайман под бортом. И птицы - цапли, редкие пеликаны и в нескольких местах - стаи каких-то коршунов высоко в небе, как роящиеся столбы толкунчиков - десятки птиц. Странно, зачем хищникам так кучковаться? И иногда птичьи крики из зелени на берегу. А в конце - цепочка шлюзов вниз от Гатуна к бухте Манзанилло, Лимонной, и далёкой, но уже видной где-то впереди и внизу Атлантике. И, конечно, сами шлюзы с сырыми бетонными стенами и железными, как будто кованными, воротами, захлопывающимися за кормой. И карабкающимися по уступам электровозиками на шестерёночном ходу. И солнце сверху.
Промелькнуло и прошло. Стоим вот на скучном рейде и сосём из баржи мазут. Скоро тронемся.
А возле трубы, под отошедшей доской палубы, заливается сверчок.
6.11.2003.
Второй день тёплый ветер в нос, волна и летучие рыбы. Вот нынче Карибское море и впрямь синее. Мы сейчас где-то возле его центра (а не под берегом, как в прошлый раз) и бежим к проливу Мона между Гаити и Пуэрто-Рико, будем просачиваться в океан там.
8.11.2003.
Ночью проскочили пролив и выбрались в собственно Атлантику. Впрочем, пейзаж не изменился, всё те же летучие рыбы и барашки на волнах. Прём против пассата и течения, так что выжимает кораблик только около десяти узлов.
Скоро, наверное, завтра, должны пролезть у Рака под брюхом - и прощай тропики. Вода в бассейне стремительно холодеет и уже скатилась до 27,9 C - даже меньше 28! Кошмар! Как только в такую влезают?! Сегодня великий день: торжественно записали на CD отрядный отчёт. 390 страниц и 50 мегабайт вместе с картинками, фотографиями и приложениями. Под конец уже видеть его не могли. А так новостей особенно и нет. Бежим, бежим...
11.11. 2003.
Бежим на север. Вода стремительно холоднеет, воздух потихоньку тоже. А ведь ещё не добрались до Азор – привыкли всё-таки к тропикам. Пожалуй, в последний месяц я стал спокойно относиться к тамошней жаре, понял это во время лазанья на горку на Гуаймасе, по раскалённым камням под солнцепёком – и хоть бы хны. Раньше с меньшего еле по ровному брёл. А вот теперь холодает...
Бежим – тьфу-тьфу – без приключений. Переползли самую глубокую яму Северной Атлантики и подбираемся к предгорьям Срединного хребта (26°39' N; 53°16' W). Впрочем, сквозь воду всё равно ничего не видно :). А из интересного сегодня утром был странный смерч, прошедший по правому борту. Странный – потому что недоделанный какой-то. Внизу неспешно крутилась мохнатая, рыхлая, почти прозрачная тумба из брызг и водяной пыли, диаметром метров двадцать и высотой, наверное, втрое большей, которая довольно быстро скользила по морю. А сверху из облака на треть расстояния от него до тумбы и точно над ней свисал бледный, слегка кривоватый серый хвост. Между ними не было видно ничего, и то, что хвост и тумба как-то связаны, было понятно только по синхронности их действий. Всё это пробежало справа от нас метрах в пятистах-шестистах, пересекло кильватер, и сгинуло прежде, чем бинокль, зараза, успел пропотеться на тёплой палубе.
14.11.2003.
Ну вот, нагнали возникшее было отставание от графика, и сразу скинули ход. Теперь не спеша переваливаемся через тёмно-синие волны и жёлтые полосы саргассовых полян. Всё-таки вытащил для школы небольшой саргасс (закидушкой на ходу). И очередной раз перевели часы.
17.11.2003.
Тащимся на восьми узлах под мелким обложным дождём по длинной задумчивой зыби. Зыбь идёт прямо в правый борт, так что кораблик вдруг неторопливо заваливается вбок градусов на десять, потом так же неторопливо выпрямляется, и так, переваливаясь, ползёт вперёд. К Ла-Маншу должны подойти только вечером 23-го, так что выжигаем лишнее время. Пока что добрались до Азор, сегодня должны их пройти.
Теоретически острова должны быть видны справа по курсу, но практически там висит дождь. Может, ещё проявятся – мимо них долго трюхать. Поверх зыби иногда прибегают молодые волны и стучатся в иллюминатор. Прокладка в иллюминаторе за полгода то ли сгнила, то ли рассохлась, и сквозь неё стало ощутимо шпринцать солёной водичкой. Так что нынче я с помощью ныряльного ломика и сакральных заклинаний опускал и задраивал приржавевшую закисшую броняшку. Второй иллюминатор, к счастью, в порядке, так что совсем пещеры не получилось.
18.11.2003.
Мы, оказывается, идём ещё медленнее, и острова были только ночью. Ночь и дождь. Полная чернота. И только утром серой тенью по горизонту скользнул последний из них, Грасьоза. Прошли. На улице бодрящий холодок (+ 18), и хочется залезть в свитер. Надеюсь всё-таки, что отвыкание от жары пойдёт быстрее, чем привыкание к ней. Времени на него, во всяком случае, сильно меньше. Дождики кончились, и стало вылезать солнце. Говорят, у ворот Ла-Манша может тряхнуть, но пока вокруг только одинокие барашки и под ними давешняя зыбь.
19.11.2003.
Хмурь, хмарь и мелкий дождик. Ещё вчера перевалили 40-ю широту, так что пошёл последний бросок на север. Для разминки заколотил ящик с пробами.
Серые воды
Добрее вод голубых:
К дому несут.
22.11.2003.
Дождики вокруг кончились, и бежим под небом с облачками и иногда – солнцем. Волны, но умеренные, уже не синие, а бутылочно-стылого северного цвета. И оставшийся за кормой потрясающий золотой закат. Завтра сулят последний день открытого океана, а потом начнётся Ла-Манш и берега, берега...
А вот позавчера, 20-го, нас удивило. Примерно с восьми до полдевятого вечера по левому борту показывали самое натуральное северное сияние (это на 43°32'N! (и, соответственно, 19°02'W)). Правда, без всяких там сполохов и переливаний – просто здоровенный кусок неба, в четверть небосвода, налился ярким бордовым светом, очень чистым, сквозь который просвечивали звёзды. Немножко жуткая была картинка. Я потом в книжки лазал – такие диффузные сияния пятном действительно существуют, и, ежели случаются в средних широтах, бывают именно красными. Что-то там со скоростями частиц в магнитных линиях Земли.
Я тихонько пакуюсь и пребываю в глубоких сомнениях по поводу грядущего выбирания из Калининграда – чи лететь, чи ехать. Скорее всё-таки ехать. Впрочем, что-то там будет с погрузкой, билетами, литовскими визами, да и вообще всё это дело будущее, доплыть надо. На месте решим.
Ладно, Ла-Манш и Кильский Канал попробую выложить в другой раз, а то что-то больно здоровый кусок получается, много букв...