От пани Вольхи:
Будьте бдительны, распространение информации всячески приветствуется.
В продолжение поста поделюсь и своим вариантом этой схемы, в который вляпалась буквально на днях.
Вторник, утро. Звонок от Службы Безопасности Сбера здорового человека с классическим: "у вас тут подозрительное с ЛК и картой происходит (попытка смены номера телефона, к которому привязан банк-клиент, перевод денег и вот это все). Подтверждаете? Нет, ок. Пресекаем.."
Ну т.е. стандартная их схема, в окончании которой сотрудник уточняет, где еще я клиент, чтоб передать инфу коллегам.
Следом идет звонок от Альфы. Я уже тихонько матерюсь, но щито поделать, там тоже есть пластик и его перевыпуск - это лишний гемор.
Вот тут честно, я уже затруднюсь вспомнить, были ли это нормальные сотрудники, либо уже влезли мошенники, по-моему таки второе.
Начинается аудио-спектакль. Меня "радуют", что с помощью утекших данных на меня оформили кредит, но т.к. типа данные на обработке, его можно отклонить, отправив повторно точно такую же заявку. В этом случае система отклонит обе заявки + повесит блокировку на любые запросы по кредитам.
В целом да, примерно так, если на пальцах, эта система и работает - ЕВГ
Пока я в лк делаю это вот всё, вися с "специалистом" на громкой, идет прозвон по второму каналу. О чем я сообщаю собеседнику, мол, пардон мне тут еще кто-то звонит.Тот говорит что-то в духе: "А какие цифры? На 12-60 заканчивается? Это Следственный Комитет, они сейчас эту схему прорабатывают.."
Вот тут бы мне совсем-совсем насторожиться, но меня хватило только на пробить этот телефон в гугле. ЧСХ, это действительно номер линии доверия СК РФ. Другое дело, что сейчас на холодно-спокойную голову я уже вспомнила, что многоканальники 800 по-другому определяются, если с них звонят - ЕВГ
Второй звонящий представляется майором, вгружает про то, что раскрыли схему среди сотрудников отделений банков, которые сливали данные клиентов, вот следствие, вот желательно, чтобы вы подъехали на Петровку, 38 Тут бы мне насторожиться по второму кругу, потому что приемная у СК не по этому адресу расположена, но как ни крути, адрес "на слуху" и связан с правоохранительными органами. - ЕВГ
Попутно "майор" упоминает, что со мной должен связаться сотрудник Альфы, называет его ФИО (совпадают с тем, как мне представился "актер №1") и просит оставаться с ним в вацап-звонке, типа шифрованый канал и проч. "шпиенские подробности".
Звонок в вацап (на аватарке вполне честно отображается лого Альфы).
Дальше довольно длинный разговор, коротко сводящийся к тому, что если утекли мои данные, то надо перекрывать т.н. "кредитный потенциал" ака саму возможность для тебя получить кредит, причем не только в тех банках, где ты уже клиент, но и в прочих. Рациональное зерно в этом, в принципе есть, да. - ЕВГ
Ну и "сотрудник" обещает компенсацию за потраченное время/моральный ущерб от банка в размере 10% от того кредита, который якобы пытались оформить. Тоже довольно сомнительный момент, банки таким не особо занимаются, особенно в рамках борьбы с мошенниками. С другой стороны, в их "легенду", что утечка данных произошла по вине сотрудников, и как извинения они готовы выплатить компенсацию - ложится идеально - ЕВГ
Этот же мотив повторяет и вновь позвонивший "майор", попутно перечисляя банки, куда типа могут обратиться мошенники и упирая на то, что мне низя "палиться", что я типо содействую следствию. У меня в список попали Почта-Банк, Райффайзен и Московский Кредитный Банк.
"Специалист" торопит с посещениями, отмахиваюсь, мол, у меня маленький ребенок, обеспечу его, потом вами займусь.
Передо мной рассыпаются в извинениях, предлагают вызвать мне такси, чтоб по банкам съездить, мол, сейчас оплатите вы, а мы потом компенсируем. Тоже фигня, у банков есть парк служебных машин, которые они вполне могут для этих целей использовать, буде есть необходимость - ЕВГ
Глянув по картам нужные банковские отделения, отказываюсь от такси, потому что оно либо в пешей доступности, либо в досягаемости автобусом, а получать истерящую сирену из Саньки каждый раз, когда надо садиться в автокресло - имела я в виду.
Ну собственно, дальше "рейд" по банкам, отказы по кредиту.
Собственно, меня как "жертву" наличие отклоненных заявок устраивает, попытаться повторно взять кред на мои данные (без меня) уже не получится, т.к. после отказа по заявке, система блочит попытки повтора на разное время (от 30 до 90 кален.дней, в зависимости от банка).
Не очень понимаю, зачем это было нужно мошенникам. Ну т.е. в примере из ФБ понятно, там они как раз пытались кредит оформить, и получить от "жертвы" бабло. А тут.. Странно как-то.
В итоге: уже во втором ( Райффазен) банке мне менеджер удивленно-извиняющимся тоном сказал, что в принципе не может подать заявку на расчет кредита, т.к. система БКИ (база кредитных историй физ.лиц) отклоняет запрос, т.к. превышен "порог". Грубо говоря, базу слегка заддосили, потому что за один день в нее ну штук 5 запросов пришло, и она теперь в течение, кажется, пары месяцев все запросы по моим ФИО будет отклонять - ЕВГ
"Специалист", который у меня все это время фоном болтался в аудиозвонке в вацап, сказал, что типа все правильно, а отчеты по действиям, которые мне надо будет привезти "следователю", когда поеду писать заявление, вышлет позже.
Собсно, на этом заканчивается первая часть марлезонского балета.
На следующее утро проверяю Вацап, там ничего. Пишу "напоминалку". Мне отвечают, что да-да, щас с вами свяжется специалист тех.отдела такой-то. Звонит третий "актер" и просто с треском рушит всю наведенную "красоту", представляясь сотрудником Сбера. Ога, с вацапа, который якобы Альфа-банка - ЕВГ
Понятное дело, что я уже настораживаюсь, а кадр окончательно гробит все старания подельников, втирая, что на меня мошенники оформили кредит в Сбере, его прям срочно надо погасить, а банк, конечно, потом все вернет.
Закономерно я отмораживаюсь, мол, "денех нет, но вы держитесь", там понимают, что, похоже, клиент соскочил, напоследок выдают контрольное "ну вы подумайте, поспрашивайте близких, кто вам денег может дать, я перезвоню позже".
Для очистки совести позвонила на 900, убедилась, что там только моя отклоненная заявка и кредит никому не дадут.
Сходила на сайт СК, оставила им письмо по вышеописанной истории, мол, представился вашим сотрудником, как дальше быть?