Оказывается, что эта клевета появилась ещё при жизни Сальери, чуть не свела его с ума.
Я нашла у Леви Шаар новеллу «Извините, господин Сальери». Там как раз о "выдающейся литературной форме" хорошо так сказано.
Вот отрывок, где совершенно чётко дано определение содеянного Александром Сергеевичем.«Есть признание Сальери, записанное и сохранённое для истории.
Был у него ученик, ставший известным пианистом, дирижёром, композитором. Любителям музыки XIX века, особенно ценителям фортепианного искусства, он хорошо известен. Это Игнац Мошелес. Он навестил больного педагога своего в один из последних дней жизни старого учителя, в последний момент просветления его сознания. Вот что, согласно мемуарам Мошелеса, сказал ему Сальери:
«Поскольку это – моя последняя болезнь, то я могу заверить Вас самым искренним образом, что весь этот абсурдный слух не содержит даже йоту правды. Вы же знаете. Говорят, будто я отравил его. Нет-нет! Тут – злоба. Обыкновенная злоба. Скажите об этом всему миру, милый Мошелес. Это говорит Вам старый Сальери, который скоро умрёт».
Интересно, что друг Пушкина, поэт и драматург Павел Катенин, критикуя пьесу, спрашивал:
«Есть ли
верное доказательство, что Сальери из зависти отравил Моцарта? Коли есть, следовало выставить его напоказ в коротком предисловии или примечании уголовною прозою, если же нет,
позволительно ли так чернить перед потомством память художника, даже посредственного?» (Курсив в обоих случаях мой – Л.Ш.)
…………………….
Но сценическая интрига Пушкина всё манит и манит читателей, зрителей, актёров, режиссёров. Она волнует душу, порождает мысли, а так же вызывает отсутствие сострадания, бесчувствие, бездушие и… безнравственность.
Убийца-Сальери не достоин сострадания. Сострадать можно только Моцарту.
В наши дни, как и в прошлые века, никому нет дела до того, что «Пушкин не имел о Сальери детального и отчётливого представления <…> и что реальный Сальери в данную мифологическую концепцию совершенно не вписывается» (Лариса Кириллина).
Хотелось бы сказать писателю: не имеешь представления о предмете? Не пиши о нём! Да неловко как-то. Пушкин ведь… И тут совершенно прав Катенин. В этом драматическом конфликте можно было назвать героев другими именами. Но тогда интерес к пьесе не был бы столь велик. И Пушкин, хорошо понимая именно это, оставил своим героям их исторические имена.
Он заклеймил честного, культурного, благородного человека, осудил его на веки вечные. Зато драма получилась захватывающе интересная, философская, с острой интригой, глубоким смыслом. Она опирается на историческую основу, на то, что народ любит.
Но разве от этого создание драмы не стало грехом? Разве человеческая мораль допускает предание позору доброго имени широко известной личности во имя создания произведения искусства?
Ведь что сделал Пушкин в принципе?
Он совершил с Сальери то, за что сам и осудил безвинного композитора!Пушкинский Сальери отравил Моцарта. Поэт же Пушкин – своей пьесой – убил композитора Сальери, никак не причастного к ранней смерти незабвенного, светлого гения.
В чём разница?..»
тут подробно