Знаем-знаем. Вы, фок Гюнце, по своей привычке сразу становитесь на головку и, чтоб удобнее было Вам смотреть, всё тоже переворачиваете вверх ногами. Посему, Ваши инсинуации не принимаются. Я - хорошая и любознательная, и неча на меня клеветать.
****
Пока все в режиме ожидания, я выложу часть нашего путешествия (соблазнили, мои милые путешественники, меня, ленивую)
ТурцияВсе запланированные путешествия ковид отменил, тёплые моря оказались под запретом, но у нас образовались чартерные рейсы, которые предлагали доставку любителей морских купаний к вожделенному морю. Но только в Турцию. Мы и полетели, как пелось, «и я лечу туда, где принимают». Обосновались в пятизвёздочном Хилтоне , который оказался дешевле, чем четырёхзвёздочный в Италии. Приняли нас радушно, все было организовано в смысле выполнения условий пандемии очень старательно. На пляже, к примеру, зонтики «проредили», и мы наслаждались, чувствуя себя почти в полном одиночестве, тем более, что огромное число бассейнов привлекало отдыхающий больше, чем море. Мы этому удивлялись, но и радовались тишине и одиночеству на морском берегу.
Здесь были организованы эксурсии, и мы записались на парочку.
Вначале мы посетили церковь Св. Николая Чудотворца.
Сразу начну извиняться, потому что в этот раз всё было не так. Обычно я слушала гида, делала заметки в блокнотике и потом, по своим записям писала пост. В это раз сын решил облегчить мне работу и предложил пользоваться диктофоном, вместо того, чтобы записывать речь гида. Всю экскурсию сын носил аппарат, а уже в отеле мы послушали и прослезились: ничего разобрать было невозможно. Поэтому мой рассказ здесь оказался не таким обстоятельным, как обычно. Увы.
ДемреМы отправились в г.Демре, в древности известный как г. Мира Ликийская. Демре в древние времена был крупнейшим городом Ликии. Сейчас это небольшой приморский город, но славится он тем, что здесь жил Св. Николай Чудотворец, широко известный как покровитель детей, но в более, так сказать, узких кругах также покровитель моряков и несправедливо осуждённых.
В начале нашей эры по дороге в Рим в Мирах побывал апостол Павел и обратился к жителям Миры с проповедью. Так появилась христианская община в городе.
Согласно истории, Николай, тогда ещё не святой, родился в 245 г. в городе Патара в шестидесяти километрах от Демре. Его родители относились к достаточно богатому известному роду, и от них Николай унаследовал неплохое состояние. Однако он с детства пошёл по пути духовному, так что материальные блага его, так сказать, не занимали. В 300 году, на 55-м году жизни, он стал епископом города Миры, где и прожил до самой своей смерти, не прожив два года до ста лет.
В Демре и находится самая древняя церковь Св. Николая Чудотворца, построенная в начале IV века на месте античного языческого храма Артемиды. Античные колонны, мозаика, алтарь в самом центре – всё это является остатками храма Целомудренной Охотницы. Эти остатки античности придают христианской церкви удивительный колорит, что ли.
В этой церкви и был похоронен Св. Нтколай Чудотворец.
Долгое время церковь находилась в плачевном состоянии и была практически забыта, так как была затоплена водами, грязями и илом реки Мирос. В результате нескольких землетрясений река повернула вспять и на её пути оказалась церковь святого Николая. Обнаружена церковь была случайно, а в 1850 году её восстановлением занялся русский путешественник А. Н. Муравьёв. Раскопки и восстановление не окончены до сих пор и сегодня здесь продолжают трудиться археологи, учёные и реставраторы.
Итак, в путь.
Горная дорога смотрелась красиво.
Петляли мы, петляли по горным дорогам и вот увидели остров. Оказывается, этот остров принадлежит Греции. Таки ж да - мой мобильный телефон внезапно перешёл с турецкого роуминга на греческий, впрочем, затем опомнился и вернулся обратно.
А это пляж с песочком в небольшой бухте и отель наверху. Очень уютно, но потом каждый день взбираться по ступенькам наверх удовольствие то ещё.
Подъезжаем к городу Демре
Сначала нас привезли в иконный центр Св. Николая (ну, это ж Турция, тут без бизнеса ну «аж нияк».
Это, стало быть, он же в виде Санта Клауса.
А поодаль уже Святой Николай в более солидном исполнении, памятником. Мы к нему ещё подойдём поближе.
В центре (увы, фотографировать внутри не разрешили) мы прикупили несколько серебряных ладанок для моих верующих приятельниц.
На ладанке в крохотных капсулах хранится святая вода, освящённая земля с территории храма и мирра.
Подходим к церкви. Она была уничтожена землетрясением, и на её месте возвели базилику, разрушенную в VII веке вездесущими, в плохом смысле этого слова, арабами. То, что мы видим сейчас, (крестообразная базилика) построено около VIII века. Затем, как я уже упоминала, церковь была затоплена водами и грязями реки Мирос. вследствие нескольких землетрясений. Церковь была полностью покрыта грязью и илом, виднелась лишь небольшая часть колокольни. Обнаружена церковь Святого Николая была случайно.
В 1850 году развалины храма посетил русский путешественник А.Н.Муравьёв. Он и организовал сбор средств на восстановление храма. Впоследствии предполагалось создание здесь нового центра паломничества. В результате были куплены руины церкви и прилегающий участок земли. В начале 1858 года начались восстановительные работы,
По лесенке спускаемся к храму. Заметьте, обычно в храмы поднимаются, но этот, как мы помним, был на какое-то время погребён, спрятан от неверных.
Окружён храм каменной стеной.
Храм заботливо прикрыт навесом, сохраняющим храм от разрушения.
Арка с окошками, напоминающая нам, что это бывший храм Артемиды.
Эта же арка внутри, уже с фресками.
Перед входом в церковь скульптура Св. Николая
Храм представляет из себя базилику в форме креста, с одним большим, покрытым куполом, помещением посредине, и с двумя залами и двумя небольними зальчиками по сторонам. Это главный вход. Пол вымощен мозаикой, которая была уже в храме Артемиды, когда в Демре пришёл Николай Чудотворец. Мы ещё будем обращать внимание на мозаики.
Это самый старые фрески, относящиеся к VI веку
Сохранилась мозаика, которой был вымощен пол храма Артемиды из разных видов мрамора. Представляете, эта мозаика была уже в храме Артемиды и существовала еще до того, как в Демре пришел Николай Чудотворец. Даже страшно было по ней ходить.
В одном из боковых приделов мраморные гробницы. Здесь были похоронены, кроме Св. Николая Чудотворца, ещё двое святых: «дядя» святого Николая Пинарского и священномученик Феодор, тоже архиепископ Мира Ликийского (так нам гид рассказывал, вот за точность не ручаюсь).
Поскольку церковь, как вы уже заметили, древняя, то окон в ней мало. Вот так освещается зал, через отверстие в куполе. Конечно, не для каждого климата подобное решение подходит.
Это святыня – саркофаг, где был захоронен Св. Николай (его всего несколько лет как закрыли стеклом). Архиепископ Николай умер в 343 году. И Святителя похоронили в этой церкви, где он почти полвека был главным христианским пастырем всей Ликии.
К саркофагу (посоветовал гид) положено приложить крестики, ладанки, иконки. Мы приложили наши закупленные ладанки, дабы порадовать моих приятельниц. Я попросила здоровья для будущих владеоиц ладанок и (тихонько) здоровья для сына.
Но вообще-то сам саркофаг пуст.
В XI в., когда над церковью нависла угроза быть разграбленной турками-сельджуками, итальянские купцы выкрали мощи святого и на своем корабле доставили их в города Бари, что на юго-востоке Италии. И по сей день святыня находится в храме этого итальянского города.
Но в спешке и суете воры оставили в саркофаге в Мирах часть мощей. Спустя 9 лет венецианцы похитили остальные части мощей святителя Николая и вывезли их в Венецию. Хитроумные венецианские купцы упрятали мощи в свинине, посему их и не смогли обнаружить труженики турецкой, мусульманской таможни, отворотив носы от свинины. В Венеции на стене Дворца Доджей есть фреска, повествующая об этом событии. Когда мы были в Венеции, нам об этом гордо рассказывал тамошний гид и показал фреску. А вот турецкий гид пересказал эту же историю с возмущением и добавил, что турецкое правительство пытается вытребовать у Италии украденное обратно. Не думаю, что итальянцы согласятся расстаться со святыней. Впрочем, турки утверждают, что одна небольшая косточка мощей в саркофаге всё-таки осталась.
И рядом с саркофагом первое изображение Св. Николая Чудотворца
Рядом мраморная плита с изображением якоря, напоминание о том, что Св. Николай был покровителем моряков.
Интересный вход, который ведёт куда-то вглубь церкви (там дальше темно), его обнаружили при раскопках, заглянуть туда дальше не удалось. Как и пройти.
Сейчас идёт реставрация, и вот здесь уже хорошо отраставрированный один из боковых приделов.
А эта галерея реставрируется, здесь обнаружили фрески, которыми была расписана вся галерея.
А на этой фреске Святой Николай занимается положенным ему делом - спасает моряков (справа кораблик).
Здесь уже хорошо смотрится эта красота
Вход в главный придел церкви.
Главный придел отделён от малых арочными проёмами.
Высокие арочные своды, здесь три этажа.
В центре две большие колонны, дальше четыре колонны поменьше и алтарь. И колонны, и алтарь тоже являются остатками святилища Артемиды.
За колоннами огромные створчатые окна, алтарь освещается дневным светом. Под окнами каменные ступени, горнее место.
Здесь же (справа) таинственный вход в подземелье.
Верхушки больших колонн, узорчатые плиты, обнаруженные под штукатуркой орнаменты – фрагменты храма Артемиды.
В маленьком зале с колоннами сохранились потолочные фрески. А сам зал интересен своей акустикой: тихий шёпот слышен по всему залу. Это ещё привет от жрецов Артемиды.
Коридорчик с небольшой нишей, где отпускали грехи. Поэтому там и темно - много грехов накопилось…
Мы проходим в ещё одную галерею, где сохранились фрески
Очень необычно для христианского храма увидеть на стенах карточные масти. Как объяснил гид, это известная христианская символика, которая позже стала использоваться в картах: черви символизирует сердце Христа, бубны — его рану, пики – копье, которым нанесли рану, а трефы символизируют распятие. Вот почему играть в карты в раннем христианстве считалось большим грехом, ведь это глумление над историей распятия Христа. Сразу оговорюсь, я в этом не сильна, посему всё это со слов гида.
Из центрального зала выходим во внутренний дворик.
Здесь собрано то, что нашли во время раскопок.
Колокольня, там всё пока загорожено, поэтому фотографируем её отсюда.
Это был вход в храм Артемиды для плебса.
Выходим из храма, рассматриваем памятник Святому Николая Чудотворцу с детьми.
На основании наклейки флажков разных стран (мой глаз они резанули
)
И мы уезжаем, но недалеко.