Да, интересно. Просто удивительно, как надёжно внедрился этот пафос Рубикона.
И, кстати, обратите внимание на то, как часто и пафос, и романтика, и прочие красивости на самом деле приданы последующими переводчиками/комментаторами/интерпретаторами, при том, что самим первоисточникам они отнюдь не свойственны.
Даже в этой теме такое упоминалось не раз - начиная с того самого ящика Пандоры (который вовсе не ящик, а кувшин, пифос), в котором якобы была закрыта Надежда для всего человечества... а на самом деле у Гесиода Эльпида - это, скорее, шанс на удачу, а вовсе не абстрактное чаяние светлого будущего.
И не надежды человечество было решено, а возможностей обыграть теорию вероятности
(ну, если, конечно, кто-нибудь лишнюю колоду карт за манжетой не припрячет: такого никаким кувшином Пандоры не проймешь, он и сам себе Эльпида. Эльпидифор, проще говоря). А я тут почитала эти обрывки из Менандра. Оказывается, он был очень плодовитый, довольно язвительный, ироничный. Не зря Цезарь его любил.
Там у Менандра много запоминающихся цитат-высказываний. Вот хотя бы:
Богини нет блистательнее Наглости! (с) или
Я так думаю,
Нет в мире ничего отважней глупости. (с)
Я уж не говорю о его высказываниях по поводу женитьбы.
Да, Менандр - это чудесный автор. И сохранившиеся комедии, и отрывки из несохранившихся.
Да, Цезарь не зря его любил и с собой вечно свитки Менандра возил.
Меня удивила одна цитата:
Как из машины бог, ты появляешься. (с) О каких-таких машинах могла быть вообще-то речь?
А на эту тему была даже латинская поговорка - deus ex machina, дословно "бог из машины", а просто говоря - рояль в кустах. И вполне возможно, заимствована она именно у Менандра "Ἀπὸ μηχανῆς θεός" - впрочем, один вариант говорит, что сам Менандр использовал существовавшую афинскую поговорку.
Смысл - в том, что machina (латинская махина), она же μηχανῆς (греческое механес) - это название специального подъемного устройства, которым были оборудованы театры. Во время спектакля оно могло вдруг с потолка спустить актера (или актера с антуражем, скажем, с какими-то атрибутами бога), изображающего божество, сходящее с небес, вмешивающееся в ход действия и приводящее его к благополучному разрешению.