Скопировано из темы "Юмор-V"Давно хотел привести названия нескольких нормативных документов XVI-XVII веков:
Уложение о запрещении утягивать роднёй новгородцами.
Уложение о равенстве первого племянника четвертому дяде.
Уложение о безместии письменных и других голов.
Указ о безместии объезжих голов.
Указ о посылке голов без мест.
Указ о безместии подрынд.
Очень красиво! 
Указ о посылке голов без мест напомнил мне старый анекдот "А я думал, выдали пистолет - и крутись как хочешь". А вот за подрынд реально обидно стало: небось службу несли не меньше рынд. Тоже мне настоящие полковники!
Так наоборот - радоваться за них надо!
Вот представим себе ситуацию: сидит какой-нибудь окольничий, службой старый, и отец у него окольничий, и дед у него окольничий, а прадед вообще думный боярин - и вдруг сына у него
забривают отправляют в подрынды. Топорик носить серебряный за рындой.
Он туда-сюда: роду же бесчестье! Потом утягивать такой службой начнут: у соседа-окольничего сын в шестых воеводах, у другого соседа-окольничего его лоботряс в объезжих головах, у третьего во вторых приставах, а у тебя новик в подрындах. Вместе с каким-нибудь, тьфу, прости, Господи, дьяческим сыном!
А его успокаивают: ничего
товарищ окольничий не бойтесь, подрынды без места - а стало быть, никто сына местом не утянет, с дьяческим сыном в службе не поровняет.
А больше всего мне нравится своей практической реализацией уложение о равенстве первого племянника четвертому дяде.
Вот представьте себе - жил-был какой-нибудь князь и ближний боярин, службой честный и грозный. И было у него три сына - двое умных, а третий мой дед.
И назначили внука его старшего сына, к примеру, послом в Англию. Тут я ловлю гуся, выдергиваю у него из попы перо и строчу челобитную: так, мол, и так, тебе, великий государь, твое царское величество, всея Руси самодержец, холоп твой челом бьет: был-де князь имя (и описание заслуг) рек, и было у него три сына, и третьему сыну рекомого князя я сын старший. А ты, ВГ твое ЦВ, ВРС, назначил внука старшего сына рекомого князя послом в державу заморскую, богопротивную, а уложения о безместности тех послов ВГ твоего ЦВ, ВРС нету, а службой мой род старше, отчего роду моему чинится бесчестие.
Попадает челобитная в соответствующий приказ, чешут дьяки голову - а действительно: первый племянник равен четвертому дяде, а третьего дяди он ниже. И надлежит мне, стало быть, получить от ВГ его ЦВ, ВРС соответствующую компенсацию для восполнения ущерба месту, либо же отправиться взамен местника в рекомую богопротивную Англию.
А местник видит, что деваться некуда - и карту на стол: а у моего местника (у меня, значит), мол, родня худородная в Шелонской пятине вчетвером одну деревню делит и государевы службы отнюдь не служит. А я ему из кармана уложение: а запрещено утягивать родней новгородцами! Ты со мной местничай, а не с родней моей захудалой!
А он, подумав, последнюю карту кладет: у тебя отец был в молодости осадным головой - а мой тогда же том же полку полковым головой при воеводе. Стало быть, я службой старше. А я ему - а вот указ царский о безместии голов. Служили
два товарища наши отцы без места - и урону ниже прибытку чести родовой и месту в той службе нет.
И все. Ему деваться некуда. Сидит он с позором дома - а я еду в богопротивную Англию и, проехав мимо его хором, тайком фигу ему кручу. А еще лучше - он в Англию едет, а я с торжеством - большим воеводой в полк (лучше всего - в невоюющий, для кормления и чести: а то кто его знает, как я воевать буду?).