Вообще-то, не совсем: и совершенно изначально кардиналом мог стать только служитель церкви. Другое дело, что для этого он мог быть ordo minor - так называемым, "малым чином", который был ниже чина диакона. Вот когда в XX веке были упразднены ordines minores, тогда, разумеется, автоматически для назначения кардиналом стало необходимым иметь чин не ниже диакона.
Да, верно подметили. Но сути это не меняет. Даже дьяконом можно стать в одночасье сразу после исповеди, кстати до сих пор, если я ничего не путаю. Прислуживание в храме, особенно в домашнем нередко было частью образования. Это я про католичество. В талиге кардинала назначал король.
Я и хуже того могу напомнить. Епископом тоже можно стать в одночасье.
Вспомним:
Квалификационное требование к действующему папе Римскому - наличие епископского посвящения. Ибо он является епископом.
Квалификационное требование к избранному папе Римскому - мужской пол и католическое вероисповедание.
В результате если папой избран человек, не имеющий епископского посвящения, он должен быть рукоположен немедленно (quod si charactere episcopali electus careat, statim ordinetur Episcopus). См. http://www.intratext.com/IXT/LAT0010/_P15.HTM
Но это - в римской церкви. А в Талиге, как указано цитатой выше, обязательным является епископское служение.
Обращу внимание, что я не про папу писал, а про кардинала. В католической церкви была целая эпоха, когда далеко не все кардиналы могли исполнять таинства. Параллели с Талигом: Папа Римский-Король Оллар, кардинал -олларианский кардинал . Эти самые параллели начинают включаться тогда, когда автор не дает полной картины мироустройства. Если уж в Талиге кардинал, а не патриарх,имам или какой нибудь выдуманный пост, то для примерной той же эпохи на Земле кардинал не вылезший из лат или вытащенный из борделя не является чем то невероятным и даже редкостным.
Касательно Талига:
В примечаниях к ЛП и неоднократно в тексте первых книг утверждается что кардинала назначает король.
Мне предлагают согласится с тем что цитата ниже означает,что Марсель не мог стать кардиналом:
Что до маститых богословов, то им пришлось выбирать между провинцией и отставкой, дающей право на пенсию, но исключающей служение, а значит, и возможность в один прекрасный день заполучить кардинальство вместе с ТалигомДаже если предположить ( а я не согласен, что это однозначно следует из цитаты ), что служение обязательно, то Марсель мужчина и олларианец, этого по факту достаточно. Служение не означает ни церковного образования, ни занимаемых должностей, ни даже самого простого сана. Причем последнее очень легко исправить.
https://www.litmir.me/br/?b=721975&p=8Я внимательно перечитал отрывок, откуда взята цитата, там говорится о том, как Сильвестр избавился от честолюбивых "аспидов". И суть была не в том, чтобы связать кардинальство со служением, а в том, что в столице не будет авторитетных конкурентов. То бишь аспиды сидят или в академии, или в провинции или где угодно на пенсии. Во всех трех случаях они не попадутся королю на глаза и никак себя не проявят. Именно так все это поняла Матильда и подтвердил Бонифаций:
– Так вот оно что! – выпалила почти восхищенная Матильда. – А я-то гадала…
– Что ты гадала, душа моя?
– Как вышло, что никто из аспидов к моему дурале… Альдо Ракану не перескочил. Если уж среди вояк изменники затесались, клирики бы и вовсе… А их поблизости просто не было! То есть кто-то был, но так, мелочь.
– Верно думаешь, – одобрил Бонифаций, – Тут они все, скоты несытые, и запятнаны разве что дуростью да услужливостью, но за то в Талиге не убивают.
В последней книге вопрос назначения кардинала уже не стоял, скорее о неприятии Бонифация церковниками. Искать там ответы кмк бессмысленно, автор уже о другом пишет. Так что для меня все остается именно так, как и было воспринято изначально. Марселя могли рассматривать на кардинальский пост, а могли и не рассматривать. А чего он хотел или категорически не хотел - о том известно еще меньше.