Сегодня у нас (и кто бы мог подумать?) призраки Лаик.
Кэртианские призраки, как правило, проявляются регулярно и связаны с определенным местом, тогла как выходцы являются к конкретным, связанным с ними людям.
Призраки безмолвны, выходцы говорят.
Призраки сосредоточены на каком-то конкретном действе, которое раз за разом повторяют.
Поведение выходцев более разнообразно.
В Талиге наиболее известны призраки Лаик и нохский Валтазар, которого Франциск использовал в качестве доказательства корысти и гнусности эсператистов.
Вероятность появления новых призраков и выходцев тем больше, чем ближе Излом. Само по себе их наличие угрозы присутствующих не несет. Будь иначе, в Лаик не направляли бы на обучение наследников лучших людей Талига, включая наследников престола.
О призраках Лаик известно всем и, как это часто бывает, всем известное толокм никем не понято.
Среди более или менее свежущих считается, что призраки переселились в Лаик после закрытия Франциском Олларом монастыря, в котором они обитали прежде. В основе этого утверждения лежат свидетельство очевидцев, из которых наиболее ценными являются записки герцогини Гертруды, вдовы маршала Эктора Придда.
____________________________________________________________________________
– Супруга Эктора Придда в своих записках упоминает монахов Доры. До Франциска там была обитель Милосердия.
– Дора?! Никогда о таком не слышал.
– Те, кто ломает, обычно не стремятся донести до потомков подробности. – Валентин ловко осадил щерящегося мориска, вынуждая идти голова в голову с не менее злющим Каном. – Аббатствами, если так можно выразиться, занимались Франциск и ныне святой Ариан. Они начали с Доры, и вряд ли случайно. Поводом могли стать и призраки, но причина, на мой взгляд, была в настоятеле, который в самом деле пытался проявлять милосердие. Моих предков он, во всяком случае, укрыл.
****
….Катершванцы упоминали, что лаиские призраки несли знак ордена Знания, а призраки Доры принадлежали к ордену Милосердия. Если следовать этой логике, призраки Нохи должны быть собратьями Валтазара по Домашнему Очагу. Как они выглядят?
****
Герцогиня Гертруда укрылась в Доре наутро после гибели Эрнани. Следующей ночью впервые за несколько сотен лет в аббатстве видели призраков. Одни связали их появление с победой Франциска, другие – со смертью короля, третьи – с тем, что в обитель допустили женщин..
****
Когда из Доры исчезли призраки – неизвестно, но это было не раньше, чем из обители выселили живых монахов, и не позже, чем там устроили тюрьму.
****
Я могу добавить, что призраки появлялись всегда после полуночи и всегда в одном и том же месте, причем не сразу. Сперва вспыхивало зеленое бездымное пламя, затем начинал звонить колокол, и, наконец, из за поворота показывалась процессия. Монахи попарно пересекали храмовую площадь, обходя огонь, и исчезали. Я был в Доре всего один раз, к тому же аббатство перестроили, так что могу ошибаться, но мне кажется, сейчас на месте призрачного костра расположен довольно неприятный фонтан.
– А когда монахов видели до того? Ну, до Франциска?
– Во время чумы. Есть сведения, что изначально это был так называемый моровой ход. Постойте… Я знал этот кусок из записок герцогини Гертруды наизусть. «Колокол звонил, святые братья шли и умирали со свечами в руках. Через них переступали и шли дальше. Мор прекратился, когда в последнем аббатстве умер последний монах. Умер, не прекращая молить Создателя о милости к обреченному городу…»
_______________________________________________________________________
Сомнения Валентина правомочны. Призраки Лаик по своей сути ближе алвасетской Женщине с гитарой, чем Валтазару, Доброй Элизе или Матушке Тагари.
Обычный призрак – это «слепок» личности в момент смерти, полностью сосредоточенный на какой-то не связанной напрямую с личной смертью эмоции. Иногда (если "повезло" с местом и временем смерти) они могут со временем - с очень большим по людским меркам временем - начать потихоньку обретать черты выходца - обрести определенную свободу перемещения, начать реагировать на внешние раздражители, но так и останутся зацикленными на чем-то одном, как Валтазар, но чаще после очередного излома такие призраки исчезают. Кстати, выходцы Холода, если никого не уведут, спустя несколько Изломов тоже пропадают.
Призраки Лаик раз за разом идут одним и тем же маршрутом, в конце которого пропадают, чтобы спустя какое-то время повторить это действо. Они не реагируют на окружающее, просто идут и исчезают "в стене", в самом деле напоминая «чумной ход».
Появились они в Лаик после гибели Фабиана и представляют собой процессию, которую возглавляет первый из настоятелей обители Знания, за которым следуют монахи, которых сменяют идущие попарно унары. Один призрак – в момент вступления в Лаик, второй - в момент смерти. Выглядит внушительно и бездемно понятно, но если вдуматься возникают вопросы.
Ход длинный, очень длинный, но его участников тем не менее заметно меньше, чем монахов за тысячелетие существования обители и без малого Круг существования школы унаров, число которых к тому же удвоено.
Монахов случайные свидетели видя одинаково, унаров - по-разному.
После визита Циллы монахи из Лаик исчезают, чтобы спустя какое-то время появиться в Нохе, где их одной из первых видит Катарина. Унары в Нохе не появляются, зато Робер "видит" в Лаик синеглазого юношу, который может быть либо унаром Рокэ, либо унаром Алонсо, либо унаром Рамиро.
И точно так же Матильда рядом с собой во время церемонии избрания Эсперадора и после, уже в Сагранне, видит себя юную. Соответственно тут наблюдается смыкание мистических явлений разного порядка, которые могут существовать как вместе, так и по отдельности.
Призраки Лаик состоят из постоянной «головы», которую видят все, и переменного «хвоста», который был при "передислокации в Ноху" отброшен. И который видят не все и по-разному. И разбирать это надо по отдельности.
Гертруда Придд, а затем Катарина, Левий, Арлетта и т.д. в самом деле видели «чумной ход», только «чума» это была не человеческой болезнью, а симптомом болезни Кэртианы.
Некогда в самом деле какие-то монахи пытались отмолить свои и чужие жизни у несуществующего Создателя и умерли во время бесконечных молитв среди трупов своих собратьев. В Доре появились призраки, но они оказались не слишком стойкими, к тому после эпидемии аббатство перестроили. Спустя какое-то время призраки исчезли, оставив смутную легенду, которую потом очень талантливо записали.
Приближался Излом, и наблюдались определенные признаки того, что следующий Круг для Кэртианы может стать роковым. Скверна уже давала о себе знать, в Олларии было очень напряженно. Ситуацию слегка спасало то, что многие потенциальные бесноватые разбежались перед осадой или были убиты, город был не слишком многолюден и, самое главное, в нем оказались Рамиро и Октавия-Оставленная. Но Рамиро погиб и одновременно с ним "умерла" Оставленная, оставив сына. Эта двойная смерть и предсмертные желания Рамиро защитить жену и ребенка и Оставленной - сохранить похожего на отца сына выжгло практически всю скверну Кабитэлы, но сперва она «вскипела» и в Доре "выплеснулась" на поверхность.
Так вышло, что именно там находилась герцогиня Придд. Она увидела зеленое свечение, нервы у нее были на пределе, а кровь была не хуже, чем у Арлетты и Катарины, только там были не Волны, а Скалы.
Магическое равновесие в Кэртиане после визита Одинокого и гибели Рамиро с Оставленной было нарушено, всю магическую систему колотило, и Гертруда оказалась примерно в том же состоянии, что Арлетта в ночь погромов, когда ей виделась всякая чертовщина. Она чувствовала угрозу, она ее подсознательно очень верно оценила, и она своим страхом и своим воображением придала этому предупреждению конкретный, понятный любому эсператисту вид. Ей привиделся чумной ход, легенда о котором в свое время ее потрясла, этот образ был принят и «закреплен» информационной системой. Так призрачные монахи стали индикатором, указывающим на возможность прорыва скверны.
Когда уровень скверны резко упал, исчез и чумной ход, вернее исчез из Доры, в информационном поле он сохранился, чтобы в свое время вернуться.
Франциск был умным человеком, можно даже сказать, что гениальным, но он не был эорием. То, что эории чувствовали, он мог разве что пытаться понять умом, и он пытался это делать. Возможно, останься уровень скверны на прежнем уровне, он бы принялся копать и понял бы то, что спустя Круг поняли Валмоны, но уровень скверны резко упал. По закону сообщающихся сосудов в переименованную Олларию (а это еще больше снизило уровень) потекла скверна агарисская и паонская, но колодцам было еще полнится и полнится, а потом еще и Агарис взяли. В первую четверть Круга скверна практически перестала ощущаться, Кэртиана задышала полной грудью и перестала отравлять Ожерелье. Маяки зажглись, их пламя было практически чистым, Механизм успешно провернулся и все пошло неплохо. Лучше, чем в прошлом Круге, тем более, что избавившись от эсператистов, особенно от Истины и Чистоты, Франциск в мистическом плане, сам того не ведая, облегчил взаимодействие со Стихиями, особенно со Скалами, чей Круг начинался.
Лаик, обитель Знания, была построена на месте основного святилища Скал Кабитэлского периода. Танкредианцы ничего особо не испортили, но смерти и захоронения в месте Силы - вещь опасная и непредсказуемая. Немалая часть монахов во главе с первым аббатом оказалась после смерти привязана к Лаик. Выход в материальный мир им открыла кровь Фабиана, который сам того не зная, был эорием дома Скал, и его осознанная жертва нашла отклик. Именно по Фабиану первый раз зазвонил призрачный колокол.
Франциск в благодарность за спасение сына дал его имя унарскому братству. Он сказал, его услышали, и началось. Унары, принося присягу, становились частью Лаик. В том смысле становились, что Лаик их запоминала такими, какими они были в миг своей клятвы. Скалы помнят… Лаик помнила тех, кто через нее проходил, и в миг их физической смерти они, прежде чем шагнуть в Лабиринт, еще раз проходили Лаик, и она запоминала их, уходящих. Так складывались призрачные пары. В отличие от умиравших в Лаик монахов, они были просто "картинками", которые при определенных обстоятельствах могли видеть люди так или иначе (кровь, присяга, долг и т.д.) с ними связанные. Пока бывший унар был жив, он не мог присоединиться к призрачной процессии.
Призрачные шествия в Лаик случались достаточно часто, чтобы никого это не удивляло, и причины этого могли быть самые разные. От «мистического возмущения» и расположения звезд до человеческого фактора. Монахи спешили на молитву через замурованную дверь в давным-давно закрытый храм, увлекая за собой тени бывших унаров. Если бы кто-то взял на себя труд фиксировать все их появления и выискивать возможную причину, он, возможно, обратил бы внимание на некоторые события и некоторых личностей.
Эмоции, затопившие Лаик, спровоцировали лаикских призраков на очередную молитву. Доля Ричарда в этом, видимо, была максимальной - как-никак Повелитель Скал, переживший нешуточное потрясение, но без других узников и примкнувшего к ним Валентина и без человеческого присутствия в самой галерее призраки могли и не проявиться. В любом случае сами по себе они никакой опасности не представляли. Отец Герман переоценил опасность, которую представляла галерея. Вернее он не понимал, какие действия в подобных местах несут угрозу, а какие - нет. И не мог понять, поскольку прорваться через старое святилище в Лабиринт мог только эорий, обладающий к тому железной волей и самообладанием. Провалиться же на Тропы Холода случайно, просидев ночь в бывшем храме и тем более в последующей пристройке, невозможно. Тут нужны либо сущности посерьезней призраков, либо неумело проведенный ритуал, либо смерть, либо сочетание целого ряда факторов, которые сложатся в подобие ритуала. Сам отец Герман несколькими часами позже получил смерть.
Чумной ход Лаик оставался на месте до тех пор, пока его после визита Циллы не "вышвырнуло" из уютной Лаик к месту возможного прорывы скверны, которое они и стали "обходить", сигнализируя об опасности. "Унары" остались привязаны к месту, но сами по себе они проявиться не могли. Для этого требовалось мистическое воздействие, возможно, неосознанное. Именно так и вышло с Робером, который "увидел" синеглазого унара. И с Арно, который увидел пару, сперва показавшуюся ему собой и Ли.