«Элкимена» - на время описываемых в цикле событий самая знаменитая из драм великого гальтарского драматурга Софимета, сюжет которой является, как бы мы сейчас сказали, приквелом истории Оставленной.
Миф об Оставленной уже в абвениатскую эпоху считался одним из самых загадочных. Жрецы-абвениаты его не опровергали, но и не признавали, и до потомков он дошел благодаря трагедиям древних авторов и народным сказаниям. В южной, юго-восточной и центральной части Золотых Земель существовало множество вариантов этой истории, но все они сходятся в том, что Унд и его избранница полюбили друг друга великой любовью, однако союз оказался бесплодным. Для того, чтобы завершить дело защиты временно покидаемой Кэртианы, владыка Волн был вынужден взять себе другую женщину, сын которой и стал родоначальником Дома Пенья. Судьба первой подруги Унда неведома, известно лишь, что она хотела умереть, но возлюбленный умолил ее остаться жить в обмен на исполнение некоей просьбы. Что это за просьба, так и осталось тайной, известно лишь, что Унд свое слово сдержал.
С легендой об Оставленной смыкается легенда о синеглазой сестре Смерти, стерегущей в катакомбах под Гальтарами (позднейшее наименование - Гальтара) сон изначальных тварей и о самих катакомбах, якобы смыкающихся с путями умерших, а в Кабитэле существовал местный культ Оставленной. Следует отметить и то, что многократно повторяющееся изображение идущей черноволосой женщины регулярно встречалось в древних святилищах.
После повсеместного принятия эсператизма многие абвениатские легенды забылись или превратились в сказки, тем не менее, история женщины, оставленной своим возлюбленным (теперь он по большей части являлся монархом или наследником монарха) и обретшей вечность уцелела. В Кагете особым почитанием у женщин пользуется некая святая, в которой без труда угадываются черты Оставленной. Следует упомянуть и одну из в последствии позабытых легенд, повествующих о появлении ызаргов. Согласно ей эти малосимпатичные существа некогда были спутниками Унда и попытались оклеветать его возлюбленную, за что и поплатились.
Кем была Оставленная до встречи с богом, либо никогда не было известно, либо эти сведения утрачены, единственным исключением является драма Софимета, причем неведомо, пользовался ли драматург какими-либо источниками или же сюжет и имя героини полностью порождены его воображением. Мало того, в пьесе нет прямых указаний на то, что царевна Элкимена и есть будущая Оставленная. Софимет ловко обходит все острые углы, ни разу не раскрывая имени ее загадочного спасителя. Возможно, драматург хотел избежать проблем с абвениатскими жрецами, которые не одобряли подобных вольностей, хотя многие ценители гальтарской литературы считают, что Софимет так поступил отнюдь не из страха. В своих «Письмах к отсутствующему другу» драматург утверждает, что недосказанность волнует сердца публики и заставляет работать воображение, а посему не следует завершать произведения каменной стеной, но уходящей вдаль дорогой. Как бы то ни было, мы можем лишь гадать, как о будущей судьбе Элкимены, так и о личности Черного гостя.
Драма известна в двух вариантах, причем отличия касаются лишь заключительной части. Причина, по которой драматург изменил финал, неизвестна. Чаще всего это списывают на влияние молодой супруги, волю анакса Эодани и трудности при постановке, хотя возможны и другие варианты. Более востребованным оказался второй вариант, который со временем стал восприниматься, как единственно правильный.
«Элкимена» стала необычайно популярна не только у театралов, но и у скульпторов и художников. Обилие изображений породило теорию о том, что Софимет всего лишь пересказал всем известный миф, но теория эта не выдерживает критики, поскольку все известные изображения Элкимены были созданы после выхода пьесы.
Сюжет драмы довольно прост. Элкимена была старшей дочерью правителя одного из множества царств, существовавших в древнейшие времена на берегах Померанцевого моря. Когда она подросла, ее сосватали с сыном соседнего царя, и девушка полюбила жениха всем сердцем. Помолвку согласно традициям, отмечали со всей возможной пышностью на берегу моря. Было множество гостей, среди которых оказался некто неизвестный, однако и по внешнему виду, и по манерам знатный. В доабвениатские времена к подобным незнакомцам относились с исключительным уважением и Элкимена, как дочь царя и невеста, то есть главное лицо на празднике, оказала ему положенное внимание.
Счастливая невеста и Черный Гость побеседовали, посидели рядом, потанцевали, после чего он исчез и праздник продолжался своим чередом. Элкимена провела остаток дня с возлюбленным, а ночью на берег нагрянули корсары, что могли разграбили и захватили пленных, среди которых оказалась и Элкимена. Девушка приглянулась вожаку разбойников и он попытался добиться ее благосклонности, но Элкимена осталась верна любимому.
Разбойник сперва рассчитывал на свою красоту, харизму и скопленные сокровища, но пленница оставалась непреклонной. Красавцу это надоело и он решил, что, если взять строптивицу силой, ей потом понравится. Сказано = сделано. Элкимена стала наложницей разбойника, и то ли ей в самом деле физическая близость понравилась, то ли она успешно притворялась, чтобы усыпить бдительность своего мучителя (пьесу трактуют и так, и так). Через несколько месяцев разбойник утратил бдительность и Элкимена попыталась бежать, но безуспешно, после чего сторожить ее стали строже, а любить крепче (эта часть истории особенно популярна у художников определенного толка). Наконец царевна, улучив момент, бежала снова, твердо решив живой в руки любовнику больше не попадаться. Она пробиралась краем моря, думая утопиться, если ей не повезет, и ей сразу и не повезло и повезло. Разбойник, ее, разумеется, настиг, но тут откуда-то взялся Черный Гость, прикончил мучителей девушки, а ее саму со всем уважением доставил домой, напоследок вернув отобранный разбойником при похищении обручальный браслет. И тут выяснилось, что самое страшное лишь начинается: дома Элкимена оказалась никому не нужна.
Любимый жених за прошедший год перезаключил помолвку уже с другой царевной, вовсю шли приготовления к свадьбе, и возвращение по всем правилам оплаканной Элкимены семья восприняла не просто без радости, но с досадой. Простодушная царевна не скрыла от родных того, что с ней произошло. Родители самоустранились, а сестра с бывшим женихом обвинили ее в том, что сбежала она по доброй воле, стала любовницей разбойника, а когда тот ее выгнал, вернулась домой за тем, на что утратила право. Не выйдет. Все, на что она после своего падения может рассчитывать, это брак с вдовым дядей жениха, а в случае отказа ее ждет изгнание. Дескать, такая-сякая, поклявшись перед богами в верности одному, бежала с другим, вот пусть к нему и возвращается или отправляется в портовые таверны забавлять моряков. Элкимена молча бросила свой браслет под ноги сестре и пошла на берег морской со своей неизбывной тоской. Просидела там всю ночь, а когда над горизонтом взошла утренняя звезда, бросилась с утеса в море.
На этом месте сюжет раздваивается. Первый вариант предполагал смерть героини, разбудившую гнев моря. Гигантские волны ринулись на берег, разрушив царский дворец и утопив предавшую Элкимену семью. Второй финал был оптимистичней и проще в постановке. Тонущую девушку подхватывали найери и выносили на прекрасный далекий берег, где ея средь цветущих олеандров и жасмина ждал Черный Гость, который и объяснял несостоявшейся утопленнице, что все плохое позади, жизнь прекрасна и ее ждут вечная юность и вечная любовь.