Движение времени вынуждает продолжить тему о творчестве как о комбинаторике.
В последнее время многих творческих людей погрузила в уныние парадоксальная ситуация, которая прямо таки жестоко насмехается над представлениями недалекого прошлого о прогрессе. Тогда рассказывали, что работать будут роботы, а люди привольно заниматься творчеством. Теперь многие и многие художники, наблюдая за художествами нейросетей, впадают в депрессию и теряют всякую мотивацию. Есть еще последние утешения, что нейросеть не заменит гениев, гуманитарные бормотания про бездушность компьютерных произведений.
Но похоже, что для художников ситуация действительно печальна. Я за последнюю пару десятилетий просмотрел на артфорумах тысячи и тысячи картинок. И вынужден сказать, что нейросеть и по тщательности исполнения, и по оригинальности (необычности идеи) производит очень качественные визуальные работы, до которых очень далеко большинству живых рисовальщиков. Отдельные гении еще могут ее превосходить, но многократно большее число художников будут демотивированы, хотя некоторые это пока еще не осознали.
Тоска, печаль... Меня же больше печалит, что нейросеть монополизирует творчество, заменяя собой огромное число отдельных живых авторов. Машина для "творчества" принадлежит корпорации.
Надо сказать, что нейросеть обучалась по огромному числу размещенных в интернете работ этих самых художников, которых она потом заменила. Если бы они не публиковали картинки на артфорумах, то у нейросети не было бы материалов для обучения. Может даже кто-то назовет ее "братской могилой неизвестных художников" или как-то еще...
Однако, как ни странно, принцип машинного "творчества" использовался очень давно, а мог бы использоваться еще раньше. В начале 19 века был изобретен калейдоскоп. Пересыпающиеся в трубочке разноцветные оскольки стекла, отражающиеся в трех зеркалах. В отражениях получаются бесконечно разнообразные узоры. И вот не все просто любовались. Я где-то читал, что текстильщики 19 века использовали кайлейдоскоп для изобретения новых узоров для окрашивания ткани. То есть уже тогда искуственное устройство работало в дизайне, заменяя творческого человека.
А вообще-то, даже странно, что калейдоскоп был придуман только во времена наполеоновских войн, а не раньше. Он вполне мог бы быть изобретен и в 17, и в 16 веке каким нибудь энтузиастом эпохи Возрождения. Или даже во времена поздней Римской Империи. Технические возможности это вполне позволяли.
В некотором отделенном смысле графическая нейросеть представляет собой что-то наподобие настраиваемого калейдоскопа, который комбинирует элементы чужого творчества. (Впрочем не только творчества, но могут использоваться и фотографии).
Еще более удивительно, что средневековый алхимик Раймондус Луллий размышлял о том как создать устройство, комбинирующее символы и слова. Если мы правильно понимаем его представления, то его вдохновил образ дерева с листьями, на которых написаны слова или буквы, ветки качаются, листья перекрывают друг друга в разных сочетаниях. Он вроде бы хотел сделать некий механизм из вращающихся колец, комбинирующих знания. Эта идея не имела возможности дойти до практического применения. Если дать волю фантазии то, в его идеях можно увидеть очень далекий прообраз лингвистической нейросети типа ChatGPT.
Это вообще странно представить, что Луллий размышлял о создании логической машины в те самые времена, когда хан Батый еще вел успешные завоевания.
Но вот, в отличие от художеств, у нейросетей с логикой пока есть некоторые трудности. Хорошим писателям пока рано беспокоится, хотя графоманам уже нет смысла продолжать творчество.
К счастью, ChatGPT пока гуманитарий. Эта нейросеть прекрасно понимает связь между словами, но но не естественную связь физическую между предметами. Пока может сочинять бред про "комбатов-вомбатов на летающей подводной лодке с пропеллером", сочинять литературно и без ошибок, но тем читателям, которых в книгах интересут смысл, она пока ничего не может предложить.