Расширенный поиск  

Новости:

26.07.2022 - в "Лабиринте" появился третий том переиздания "Отблесков Этерны", в книгу вошли роман "Лик победы", повесть "Белая ель" и приложения, посвященные географии, природе и политическому устройству Золотых Земель.

ссылка - https://www.labirint.ru/books/868569/

Автор Тема: Черная Роза (Война Королев: Летопись Фредегонды) - III  (Прочитано 11091 раз)

Convollar

  • Герцог
  • *****
  • Карма: 6082
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10959
  • Я не изменил(а) свой профиль!
    • Просмотр профиля

Можно отделить от головы - некоторых. Иногда это способствует благополучию государства.
Записан
"Никогда! Никогда не сдёргивайте абажур с лампы. Абажур священен."

фок Гюнце

  • Энциклопедист
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 6078
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 32748
  • El sueño de la razón produce monstruos
    • Просмотр профиля
    • Мысли вслух

Или отделить от общества
Записан
Barbara, Celarent, Darii, Ferio
"Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
(אַז מען עסט שוין חזיר, זאָל רינען איבער דער באָרד" (‏שלום עליכם"

Артанис

  • Герцог
  • *****
  • Карма: 3425
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 6333
  • Всеобщий Враг, Адвокат Дьявола
    • Просмотр профиля

Благодарю, эрэа Convollar, эр фок Гюнце! :-* :-* :-*
Хотели как лучше, получилось как всегда. Конмаэл рассчитывал на организованное сопротивление, но толпа есть толпа, это не армия, и, возможно, что среди тех, кто особо громко кричит, есть пособники Ги Верденнского.
Он и сам уже понял, что ошибся. И тот бард, что выступал последним, тоже понял. Но уже трудно что-то исправить.
Нет, насчет пособников - не знаю, скорее всего, не предполагалось. Хотя, что в Арвернии могут узнать о происходящем не только из письма Жартилина, можно заподозрить.
Иных отделять стоит не от государства...
Не всегда на это возможности есть. У наших героев тут все-таки не абсолютная монархия описана.
Можно отделить от головы - некоторых. Иногда это способствует благополучию государства.
С такими вещами надо все-таки быть осторожнее и не увлекаться чрезмерно. Иначе сам не заметишь, как отделишь от себя человечность. И потом от такого правителя станут страдать уже все вокруг.
Или отделить от общества
От общества - в данном случае более вероятно. Такую судьбу для себя и предполагают заговорщики, основываясь на законах "детей богини Дану".
Но это - изобличенные преступники. А речь, насколько помню, изначально шла о друидах. Которые представляют собой обособленную корпорацию, и их, даже если натворят что, вправе судить только свои. А они пока (кроме всего одного) ни в чем конкретном и не изобличены. За мысли не судят. Так что каким-то образом отделить их затруднительно. Нет ни у кого таких прав.

Глава 65. Сила слов (продолжение)
В подземелье замка Чаор-на-Ри сидели пленные заговорщики. Они находились в довольно просторной камере, не имевшей практически никакого убранства. На каменном полу была настелена солома. Вместо какой-либо мебели - мешки с тряпьем, служившие узникам вместо ложа. В камере было сумрачно. Лишь в пробитое высоко в стене узкое окошко, забранное железной решеткой, проникал дневной свет.

Заговорщиков разделили, и в той камере, куда приводит наше повествование, находились лишь три человека. Это были тан Кормак Суровый, бывший бард Киан Песнь Пшеницы и молодой Домнелл, родич герцога Земли Всадников. Все трое держались по-разному, в соответствии со своим характером и жизненным опытом.

Кормак Суровый сидел на лежаке, устремив застывший взор на пустую стену напротив. Он замерз; холод и сырость пробирали его до костей, точно сама старость сковывала его тело. Еще вчера он почти не ощущал ее, решившись вместе с сообщниками на опасный и запретный ритуал, но за эти сутки состарился сильнее, чем за десять лет.

Он вспоминал о своих сыновьях, что все до единого полегли в битве на Равнине Столбов. Даже теперь старик продолжал верить, что всему виной были арверны, промедлившие с контратакой и не спешившие перестраивать войска.

Но только теперь тану пришло в голову, что он вместе с другими заговорщиками лишь повредили партии меча, чьи стремления разделяли. Трудно теперь будет тану Конмаэлу убедить "детей богини Дану", что сторонники восстания желают добра родной земле! А ведь даже самые благородные цели могут быть опорочены негодными средствами. И почему это они все так легко поддались заверениям друида-отступника, будто глупые мальчишки? Конечно, он умело играл на чувствах каждого из них. Так что они прониклись его готовностью погубить доблестного таниста и поверили, что ради благородной цели можно совершить чернейший ритуал.

Тем временем Домнелл, родич герцога Гворемора, стремительно мерил широкими шагами камеру. Он был - сама молодость, горячая и возмущенная, не находившая себе места и не желавшая смириться с несправедливостью. Никак не мог успокоиться после того, как их разоблачили на месте преступления, а затем вожди партии меча прилюдно отреклись от их замыслов. Домнелл расхаживал взад и вперед, так что ветер, проникавший в окошко, развевал его длинные рыжие волосы.

Взгляд молодого человека был горяч. Тревожные мысли роились в его голове, так что он непроизвольно шевелил губами, размышляя вслух, но беззвучно.

- Если даже Совет Кланов объявит восстание, меня вряд ли примут в войско. Я для всех заговорщик, преступник... Но ведь я не меньше других мечтаю сражаться за свободу Арморики! Ради чего же я учился владеть мечом? Неужто мне не выпадет чести проявить свою доблесть в бою? Теперь, если состоится над нами суд, нас, может быть, и не приговорят к смертной казни за покушение на таниста Карломана. У нас не так часто казнят смертно, тем более знатных людей. Тогда приговорят к изгнанию, и мне придется всю жизнь провести в чужих краях, служить своим мечом чужестранцам, как простой наемник. Даже если я поселюсь на Островных Королевствах, среди "детей богини Дану", все равно это чужой край... Ах, зачем мы, как щенки, послушались этого сладкоречивого друида?.. С удовольствием бы сейчас ухватил его за горло! Хотя, конечно, он бы не смог нас заморочить без нашего согласия... - так беззвучно говорил Домнелл, метаясь от стены к стене.

В стороне возле стены, где было прорублено окошко, стоял Киан Песнь Пшеницы, трогая чуткими пальцами шершавую каменную кладку. Закрыв глаза, он прислушивался. Как вдохновленный богами бард, он чувствовал еще неведомое другим, что пока еще не проявилось, но уже носилось в воздухе, сгущаясь с каждым часом, с каждой минутой. Сосредоточив все чувства, он улавливал все, что происходит вокруг.

Где-то рядом, в одной из соседних камер, заливался безумным смехом друид-отступник. Он тоже чувствовал, как и Киан, волну жаркой ненависти и неистовства толпы, что вот-вот готова будет устроить погром, проливать кровь. И отступник, в отличие от Киана, доволен был таким поворотом событий.

Он слышал легкую поступь Хранительницы. Она направлялась сюда. А другие Хранители в это самое время проводили свой, Светлый Ритуал, чтобы избавиться от последствий их ритуала, темного. Но им, как и самому Киану, мешало несозвучие, исходившее от обезумевшей толпы.

Даже сама окружающая природа, что обычно никуда не спешит и не любит быстрых преобразований, стала меняться. Киан чувствовал, как лес ускорил свой рост, и как воды Леджии стали течь еще быстрее. Это двое Хранителей спешили на Совет Кланов. Пока еще издалека, но словно бы приближаясь, далеким эхом доносились звуки лиры. Она играла до боли знакомую мелодию, что некогда напевала Киану его мать. Песнь Гвиона Рифмоплета, величайшего певца "детей богини Дану"! Сейчас эта песнь звучала из первых уст, ибо сам Гвион Рифмоплет направлялся в Чаор-на-Ри!

***

На балконе покоев наместника после ухода королевы остались Сигиберт Древний, Теодеберт Миротворец, Ангарад Мудрая, Риваллон Сто Воронов, Беток Белокурая и Жартилин Смелый. Слуг не было, их отпустили, как и воинов партии меча.

Сигиберт сидел, откинувшись на спинку кресла. Он все чаще закрывал глаза, и выглядел совсем изможденным. От всех переживаний ему снова нездоровилось, хоть он, как мог, пытался не подавать виду. Но уже и близкие люди заметили неладное в состоянии престарелого наместника.

Теодеберт, видя, что происходит с отцом, наполнил его кубок травяным отваром из второго кувшина. Дрогнувшими руками поднес кубок отцу. Тот жадно прильнул губами и быстро выпил лечебное зелье. Вскоре стало чуть легче. Сердце уже не так быстро стучало, он расстегнул ворот камзола, чтобы свободнее было дышать.

- Благодарю тебя, сын, - сиплым голосом проговорил наместник. Оглянувшись по сторонам, постарался успокоить присутствующих, насколько мог: - Ничего, ничего... Усталость этих двух седьмиц дала о себе знать, да еще переволновался... Но все уже в порядке!..

Однако не похоже, чтобы близких людей сильно успокоили его заверения. Риваллон и Ангарад напряженно переглядывались и с сочувствием глядели на старого друга и его заботливого сына.

- Ты бы поберег себя, Сигиберт, - посоветовала Ангарад. - О себе не думаешь - хоть о нас всех подумай. Или мало без того забот и печалей, чтобы еще за тебя дрожать?

- И "детям богини Дану", и арвернам сейчас необходимо, чтобы наместник Арморики в силах был подать мудрый совет, - поддержал сестру Риваллон.

Сигиберт Древний слабо улыбнулся друзьям.

- Благодарю вас!..

Между тем, Беток, стоявшая рядом, поглядев на Сигиберта, перевела взгляд на отца, что лишь немногими годами был его моложе. Невольно в голову закрадывались мрачные опасения, и она, как ни старалась, не могла их вовсе отогнать. Увы, трагедия на ристалище многим подорвала душевные силы, и в будущем, возможно, еще укоротит жизнь!

Кроме волнения за отца, Беток тревожилась, как и все, за исход новой заботы, которую надеялась разрешить ее царственная сестра. Удастся ли не допустить восстания, не сорвать будущий Совет Кланов?..

Между тем, Жартилин, опираясь на ограду балкона, молчаливо смотрел на расстилавшийся вокруг Чаор-на-Ри. У него было острое зрение, и он разглядел сверху, у изгиба синей ленты реки, где находится порт. За ним лежала далекая отсюда площадь у Речных ворот. Там сейчас столь многое решалось! Вчера был заговор, сегодня - мятеж, и похоже, что Арморике не знать покоя и впредь. Разве что сам танист Карломан (да помогут боги ему выжить!) прибудет сюда, чтобы установить прочный мир.

***

А между тем, площадь, полная народа, кипела, гудела. Вожаки, что успели проявить себя в толпе, выкрикивали: "Бей арвернов!", "Да здравствует свободная Арморика!", "Отомстим за кровь таниста!" Их сторонники поддерживали дружным ревом. Гул, шум не умолкал ни на миг.

Торговые ряды вокруг площади были разгромлены, но, по счастью, убитых людей пока не было. Торговцы-арверны успели попрятаться, и более благоразумные среди "детей богини Дану" защищали их и помогали спастись.

На площади Конмаэл Свирепый и другие вожди партии меча пытались, как могли, урезонить разбушевавшуюся толпу. Они понимали, что стихийное восстание без подготовки, без решения Совета Кланов, обречено. Кроме того, оно стало бы страшным позором для тех, кто допустил его.

Даже бард, выступавший последним, теперь пытался взывать к тем самым людям, которых его песня привела в исступление:

- Опомнитесь, братья! Дети Матери Богов! Вас призовут вожди, когда придет должное время! - увещевал он, бряцая на струнах лиры.

Но где там! Даже в трех шагах уже нельзя было услышать ни слова в яростном гуле толпы.

Распаленные, полубезумные горожане даже не заметили, как площадь была окружена конной стражей. Тут были воины, которых привел Кеннетиг Дивный, и городские стражники. Они не давали толпе прорваться в город, и принялись распоряжаться именем королевы. Зато Конмаэл Свирепый увидел их с высоты пьедестала, и у него немного отлегло от сердца. Стало быть, Фергус уже должен был встретиться с королевой. Ситуация накалилась до предела, но все же появилась какая-то надежда не допустить неуправляемого кровопролития...

***

В подземелье, по ту сторону железных решеток, стояла стража. Гвиневера и Фергус, оба бледные, только что спустились сюда. С другой стороны подошел весьма запыхавшийся Морветен. Он с удивлением глядел на сестру: зачем она призвала его, почему так быстро меняет решения?.. Брат королевы весь напрягся, так как понимал, что произошло что-то плохое, раз его срочно призвали сюда.

Гвиневера обратилась к нему:

- Нам придется убедить Киана утихомирить толпу. Не то она поднимет восстание и истребит всех арвернов в городе. Помоги мне, брат! Ты сражался тогда на Равнине Столбов, напомни ему, как было на самом деле.

Фергус добавил ради справедливости:

- Мятеж на площади - ошибка, но не преступление. Никто его не желал, даже Конмаэл Свирепый. Хоть он мятежник, и ненавидит арвернов, но он чтит закон "детей богини Дану", и не хотел поднимать восстание без воли Совета Кланов. Уверен, что сейчас он пытается утихомирить толпу.

На это королева вновь ответила ему металлическим, как прежде, голосом:

- Надо было раньше предусмотреть, чем могут обернуться его подстрекательства!

Никто не решился возразить королеве на это.

Морветен, тяжело вздохнув, отвечал сестре:

- Я обещаю тебе, государыня, сделать все, чтобы не допустить кровопролития. Но разговор, должно быть, выйдет непростой. Не легче, чем у тебя вчера с Конмаэлом Свирепым, когда ты доказывала ему вину заговорщиков.

Про себя Морветен подумал, что сестре, да и его сыну Жартилину, придется доложить обо всех последних событиях королю Арвернии. И это - еще не считая грядущего Совета Кланов, который, по всему видать, предстоял жарким. И вновь напрашивался один вывод: будущая судьба Арморики, мир или война, зависели от жизни или смерти таниста Карломана.

***

Охранники отодвинули решетку. Королева и ее сопровождающие вошли в камеру.

Кормак Суровый встретил их, поднявшись на ноги, и холодно взглянул на вошедших. Домнелл остановился у противоположной стены и горячим взором смерил их, всем видом намереваясь доказать, что не струсит. Один лишь Киан остался стоять, где был, возле окна. Внутренний вещий голос подсказывал ему, что пришли именно ради него.

Вошедшие остановились напротив них. Гвиневера стояла в середине. По обе руки от нее замерли Морветен, напротив Кормака, и Фергус, меряясь взорами с рыжеволосым Домнеллом.

По обычаю "детей богини Дану", первым здоровался менее знатный. Вот и здесь, Киан от имени всех троих заговорщиков склонил голову перед королевой. Ведь они были заговорщиками отнюдь не против своей законной властительницы, а лишь против власти арвернов!

- Мы приветствуем тебя, государыня! Здоровья тебе и долгой жизни, - голос его был несколько натянут, но не злобен.

- И я приветствую тебя, сладкозвучный Киан, и тех, кто с тобой, - Гвиневера старалась говорить как можно сердечнее с одним из тех, кто хотел погубить ее сына. Сейчас этот человек должен быть принести большую пользу, и заодно мог загладить свою вину. И все же, даже в беседе с Бересвиндой Адуатукийской ей было легче пересилить себя, чем договариваясь с ним.
Записан
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты вечности заложник
У времени в плену.(с)Борис Пастернак.)

фок Гюнце

  • Энциклопедист
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 6078
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 32748
  • El sueño de la razón produce monstruos
    • Просмотр профиля
    • Мысли вслух

Отделение от общества - процесс обоюдный: хочешь обособиться от общества, чтобы тебя судили только свои - изволь обособить общество от себя, не воздействуя на него.
А если хочется на людей воздействовать, но при самому оставаться от их воздействия свободным - то стоит помнить, что такая благодать обычно рано или поздно может закончиться. Подчас - закончиться плохо. Ради благополучия - и не только государства, но и общества в целом и его членов в частности.

Чтобы, как упоминалось выше, можно было, спотыкаясь на каждом шагу,  идти к правильным решениям, вместо того, чтобы прямо, бодро и галопом скакать в тупик.
Записан
Barbara, Celarent, Darii, Ferio
"Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
(אַז מען עסט שוין חזיר, זאָל רינען איבער דער באָרד" (‏שלום עליכם"

Menectrel

  • Барон
  • ***
  • Карма: 182
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 190
    • Просмотр профиля

Отделение от общества - процесс обоюдный: хочешь обособиться от общества, чтобы тебя судили только свои - изволь обособить общество от себя, не воздействуя на него.
А если хочется на людей воздействовать, но при самому оставаться от их воздействия свободным - то стоит помнить, что такая благодать обычно рано или поздно может закончиться. Подчас - закончиться плохо.

Это одна из причин борьбы за инвеституру. Кто главней? Верховный Друид (Папа Римский) или имперская власть (Королева Арморики - Гвиневера)?
Друиды судят только друиды, но они мечтают вернуть свое  политическое влияние. Гвиневера будучи сама из Ши может им противостоять, но она все же Хранительница и посредник....

Борьба за инвеституру - конфронтация между папским престолом и престолом Священной Римской империи в последней четверти XI века — первой четверти XII века; является наиболее значительным конфликтом между Католической церковью и светской властью в средневековой Европе. (Википедия)

В реальности конфликт светской и церковной власти вылился в кровопролитную войну Императора и Папы + Борьбу Гвельфов и Гибеллинов в самой Италии.
Записан
"Мне очень жаль, что у меня, кажется, нет ни одного еврейского предка, ни одного представителя этого талантливого народа" (с) Джон Толкин

фок Гюнце

  • Энциклопедист
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 6078
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 32748
  • El sueño de la razón produce monstruos
    • Просмотр профиля
    • Мысли вслух

В принципе, глядя посторонним взглядом, трудно отделаться от мысли о том, что одним из определяющих, хотя и подспудных мотивов средневековой борьбы за инвеституру и, шире, конфликта духовной и светской власти, "града Божьего и "града земного", civitas Dei и civitas terrena в терминологии блаженного Августина, является вопрос о том, является ли человек и человеческое общество целью и самоценностью или лишь средством и элементом достижения иной высшей ценности. Так сказать, ступенькой в лестнице.

И, применительно к теме -  речь здесь не только о средневековом конфликте. :)
Записан
Barbara, Celarent, Darii, Ferio
"Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
(אַז מען עסט שוין חזיר, זאָל רינען איבער דער באָרד" (‏שלום עליכם"

Menectrel

  • Барон
  • ***
  • Карма: 182
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 190
    • Просмотр профиля

Война Королев: Летопись Фредегонды \Часть Третья: 08.02.2023\
Содержание

814 год от рождения Карломана Великого

28 Июня. Через Пятнадцать дней после Трагедии на Ристалище
Столица Арморики, Чаор – На – Ри


61. Мудрость Седин - утро
62. Письмо Дочери  - утро
63. Два Маршала  - утро
64. Песня о битве при Маг Туиред - полдень
65. Сила Слов - день
66. Тревоги и Надежды – день\поздний вечер

Записан
"Мне очень жаль, что у меня, кажется, нет ни одного еврейского предка, ни одного представителя этого талантливого народа" (с) Джон Толкин

Menectrel

  • Барон
  • ***
  • Карма: 182
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 190
    • Просмотр профиля

В принципе, глядя посторонним взглядом, трудно отделаться от мысли о том, что одним из определяющих, хотя и подспудных мотивов средневековой борьбы за инвеституру и, шире, конфликта духовной и светской власти, "града Божьего и "града земного", civitas Dei и civitas terrena в терминологии блаженного Августина, является вопрос о том, является ли человек и человеческое общество целью и самоценностью или лишь средством и элементом достижения иной высшей ценности. Так сказать, ступенькой в лестнице.

И, применительно к теме -  речь здесь не только о средневековом конфликте. :)

Какую сложную и интересную тему мы затронули)
Записан
"Мне очень жаль, что у меня, кажется, нет ни одного еврейского предка, ни одного представителя этого талантливого народа" (с) Джон Толкин

фок Гюнце

  • Энциклопедист
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 6078
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 32748
  • El sueño de la razón produce monstruos
    • Просмотр профиля
    • Мысли вслух

Помнится, ее затрагивал один древний еврей по имени Йеошуа, задаваясь вопросом, шабат для человека или человек для шабата.
В результате его последователи в этом вопросе с ним радикально разошлись.  :) Как это часто бывает в религии.
Записан
Barbara, Celarent, Darii, Ferio
"Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
(אַז מען עסט שוין חזיר, זאָל רינען איבער דער באָרד" (‏שלום עליכם"

Convollar

  • Герцог
  • *****
  • Карма: 6082
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10959
  • Я не изменил(а) свой профиль!
    • Просмотр профиля

Цитировать
А ведь даже самые благородные цели могут быть опорочены негодными средствами.
Воистину.
Записан
"Никогда! Никогда не сдёргивайте абажур с лампы. Абажур священен."

Артанис

  • Герцог
  • *****
  • Карма: 3425
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 6333
  • Всеобщий Враг, Адвокат Дьявола
    • Просмотр профиля

Благодарю моего дорогого соавтора за работу над темой, и читателей - за то, что продолжают читать! :-* :-* :-*
Отделение от общества - процесс обоюдный: хочешь обособиться от общества, чтобы тебя судили только свои - изволь обособить общество от себя, не воздействуя на него.
А если хочется на людей воздействовать, но при самому оставаться от их воздействия свободным - то стоит помнить, что такая благодать обычно рано или поздно может закончиться. Подчас - закончиться плохо. Ради благополучия - и не только государства, но и общества в целом и его членов в частности.

Чтобы, как упоминалось выше, можно было, спотыкаясь на каждом шагу,  идти к правильным решениям, вместо того, чтобы прямо, бодро и галопом скакать в тупик.
Ну а армориканские друиды вот хотят и оставаться неподвластными и неподсудными, и активно вмешиваться в дела государства, а лучше - определять их. И, по их понятиям, самый прогрессивный строй - это когда все слушаются их.
В реальности конфликт светской и церковной власти вылился в кровопролитную войну Императора и Папы + Борьбу Гвельфов и Гибеллинов в самой Италии.
Конфликты между высшим жречеством и светской властью были и во многих языческих религиях в нашем мире. В Древнем Египте (взять хотя бы фараона Эхнатона, который затеял свои религиозные реформы во многом чтобы уменьшить власть жрецов). И в Вавилоне, как я читала, такое бывало тоже. И в более поздние времена - у тех же кельтов. В языческой Литве, где тоже вплоть до Средних Веков была чуть ли не жреческая теократия. А потом пришли немецкие рыцарские ордена, и понадобились воинские навыки, чтобы бороться с ними, - возвысились воины и их начальники, князья.
Но это - про наш мир, где правители и народ могут верить жрецам, а могут - и нет. Здесь же у нас описывается магический мир, где именно жрецы чаще всего бывают близки к тайным силам и владеют магией. Естественно, что в этом случае взаимоотношения складываются иначе. Здесь вот получается паритет между королями-бисклавре и друидами-магами. А в общем, в разных местах по-разному.
Еще в "Хрониках Таморианы" конфликт между царем и Жрецами стал, фактически. причиной ее гибели.
И, применительно к теме -  речь здесь не только о средневековом конфликте. :)
Да уж! Над магическим средневековым конфликтам авторам приходится немало поломать голову.
В принципе, глядя посторонним взглядом, трудно отделаться от мысли о том, что одним из определяющих, хотя и подспудных мотивов средневековой борьбы за инвеституру и, шире, конфликта духовной и светской власти, "града Божьего и "града земного", civitas Dei и civitas terrena в терминологии блаженного Августина, является вопрос о том, является ли человек и человеческое общество целью и самоценностью или лишь средством и элементом достижения иной высшей ценности. Так сказать, ступенькой в лестнице.

И, применительно к теме -  речь здесь не только о средневековом конфликте. :)

Какую сложную и интересную тему мы затронули)
Очень интересную! :) Главное, чтобы она не мешала работе над произведением!

Глава 65. Сила слов (окончание)
Гвиневера сделала знак, и Фергус, выйдя вперед, ни на кого не глядя определенно, стал вкратце рассказывать узникам обо всем, что происходит:

- В городе беспорядки! Тан Конмаэл Свирепый устроил состязание бардов. Их песни возмутили толпу, и та рвется бить арвернов. Того и гляди, вспыхнет восстание. За то что Конмаэл вздумал непродуманными действиями привлечь новых сторонников, вина, по справедливости, ложится на вас. Вы своими черными деяниями распугали даже своих единомышленников. Нынешние барды поют, будто в битве при Маг-Туиред король Арвернии нарочно бросил на верную смерть наших храбрых фениев во главе со своим сыном, будто боялся их восстания. Сами судите: сколько в том правды?..

Заговорщики изумленно переглянулись. Среди них Кормак и Киан хорошо помнили, как было на самом деле. На подвижном лице знаменитого барда отразилось полнейшее изумление.

- Это сочинил человек, помраченный злыми духами обмана, либо ни разу не спросивший старших, как было! Я же помню, как "дети богини Дану" и арверны бились сообща против общего врага. И мы... - он сглотнул, будто наяву видя минувшее, - танист Карломан тогда ради своего отца пошел на смертный бой!

Кормак Суровый сидел, опустив голову, склонил костистые кулаки на колени. Ненависть к арвернам боролась в нем с врожденной справедливостью. Наконец, он проворчал, ни на кого не глядя:

- Меня не заподозришь в любви к арвернам. Но и мне не пришло бы в голову, чтобы Хлодоберт Жестокий хотел погубить своего сына!

Это было лучшим, чего приходилось ждать от заговорщиков. По знаку своей царственной сестры, Морветен обратился к Киану:

- Тебе не надо напоминать, ты знаешь, как было на самом деле. Ложные истории, далекие от истины, разожгли толпу на площади. Если ее не остановить, она поднимет восстание самовольно, без решения Совета Кланов. Без вождей, без подготовки. И арвернские рыцари жестоко подавят такое восстание. Этого ли добивается ваша партия? Время ли сейчас нам с вами спорить, кто прав? Все мы - разумные люди, а разнузданность толпы одинаково чужда нам.

Киан молча выслушал его, не произнеся ни слова. Все это время он и Гвиневера напряженно смотрели друг на друга.

***

Тогда же, глядя с балкона на город, Жартилин прикидывал разные возможности того, чем обернется дело на площади, чего ждать: мира или войны?.. От напряжения он, как прежде Хлодомер, негромко постукивал пальцами по каменной кладке стены. Впрочем, возможностей у них не так уж много. Если не удастся пресечь восстание в зародыше, Арморику ожидал карательный поход арвернов, и в этом случае пострадают все, правые и виноватые. Король только рад будет поднять свою репутацию с помощью победоносной войны. Заодно он таким образом ослабит "детей богини Дану", да и ответственность за кровь Карломана переложит с себя на заговорщиков с их ритуалом.

Риваллон был не менее мрачен и задумчив, чем его внук. Он знал о договоре своей царственной дочери с королевой Бересвиндой, и не желал, чтобы Гвиневера сделалась клятвопреступницей, даже невольно, если не сможет сохранить мир в Арморике.

Он поднялся с кресла и подошел к внуку. Свистом подозвал ворона, вновь летающего возле балкона. Когда тот прилетел и сел на руку старцу, тот проговорил:

- Лети на площадь, погляди, что там!

Когда ворон улетел, Риваллон обернулся к Беток, стоявшей рядом с племянником.

- Дочка, распорядись усилить стражу королевского замка!

Беток кивнула и удалилась.

Последние слова Риваллон произнес очень тихо, чтобы не потревожить Сигиберта, который и так сидел в своем кресле ни жив ни мертв. Возле отца хлопотал Теодеберт, сильно встревоженный. Он вполголоса переговаривался с Ангарад.

- Лучше бы тебе увести отца отсюда. Неможется ему, - шепотом проговорила старуха.

- Если бы я мог! Но ведь он не послушает, - вздохнул Теодеберт, прекрасно зная, что престарелый наместник бывает порой невыносимо упрям. Лишь немногие, как Карломан и Ангарад, обладали даром убеждать его. Самому же Теодеберту, прозванному Миротворцем, порой легче бывало вести переговоры с чужеземными королями, чем с родным отцом.

Но Сигиберт все слышал. У него не было сил вступать в спор, и он сознавал, что состояние его серьезно. Перед глазами все сильнее мельтешили черные мушки, порой сливаясь в одну тучу, так что он не мог ничего разглядеть. Тяжело вздохнув, старец закрыл глаза. Теодеберт, видя состояние отца, изо всех сил старался сохранить хладнокровие...

***

В подземелье королева Гвиневера, наконец, преодолев себя, обратилась к Киану, изо всех сил стараясь говорить мягко:

- Я не спрашиваю, что заставило тебя покуситься на таниста, моего сына. Но надеюсь, что сейчас ты употребишь свой дар во благо, чтобы усмирить буйство толпы.

Киан скривил тонкие губы.

- Я мог бы ответить тебе, государыня: никто из нас больше тебе не обязан. Ты собираешься покарать нас за то, что мы не меньше твоего любим свою родину и свой народ. Если ты считаешь один лишь путь лиры действительно верным, справляйся сама, как умеешь! Неужели без преступников тебе не подавить мятеж?

Гвиневера сдержала вздох. Прав был брат: разговор предстоял не легче, чем вчера - с Конмаэлом Свирепым.

- Не вынуждай спорить с тобой, Киан. Я и так знаю, насколько по-разному вы и мы понимаем благо для Арморики. Что ж, время покажет, кто был прав! Но ни ты, ни я не желаем, чтобы "дети богини Дану" гибли напрасно, из-за чьей-то лжи и собственного безумия.

- В этом - верно, - с достоинством ответил Киан, будто не пленник, а равный королеве властелин. - Но ты, государыня, думаешь, что "детям богини Дану" вообще полезно прислуживать арвернам, своим поработителям...

- Мирным путем мне, моим матери и отцу, моему доблестному сыну удалось добиться больших свобод, чем всем, кто прежде поднимал восстание, - с уверенностью произнесла Гвиневера.

- Вот видишь; а я и мои единомышленники верим, что свободу родной земли следует не вымаливать у врага, не клянчить, как подзаборные шавки, а завоевывать решительно и смело, своими руками! - голос Киана зазвучал напевно, хотя он вовсе не собирался петь. - Но в одном ты права, государыня: безумие толпы не поспособствует святому делу, лишь погубит его...

Их беседу внимательно слушали все, бывшие в камере - и пленные заговорщики, и участники партии лиры. И им почудилось, что их все еще продолжают соединять некие незримые нити. Хоть они очень по-разному понимали счастье родной земли, но все искренне и горячо желали его, и все, пожалуй, не пожалели бы ради этого жизни.

Так королева и сказала бывшему барду, подводя итог:

- Я знаю, в самом святом и главном мы едины! Пусть даже бурная кровь "детей богини Дану" сбивает иных на ложный путь. И о том помню, как ты, Киан, бился на Равнине Столбов вместе с моим сыном, сменив лиру на меч. Верю, что ты с тех пор не поглупел и не лишился совести. А впрочем, решать, конечно, тебе! - она знала, как важно человеку, даже когда он сидит в тюрьме, верить, что он имеет свободный выбор.

В конце концов, заверения Хранительницы подействовали на мятущуюся, но все же чуткую душу Киана. Он почувствовал воодушевление, почти как было в тот страшный день, при Маг-Туиред, когда он, схватив меч, бросился в бой. В конце концов, в главном королева была права: сейчас неподготовленное восстание погубило бы Арморику и отодвинуло бы, может быть, на сотни лет освобождение!

- Так и быть... Я согласен помочь тебе сохранить мир.

- И это тебе зачтется, Киан! - пообещала королева. - Если ты поможешь мне усмирить толпу, я дам тебе свободу. Не в моей власти, однако же, простить тебе участие в темном ритуале! Суд над тобой состоится по всем законам, как только определится, насколько велик вред, что вы успели причинить. Я верю, что честь не позволит тебе сбежать, очутившись на свободе.

Киан сдержанно кивнул в ответ.

- Это будет справедливо, - проговорил он.

И бывший бард покинул камеру вместе с Гвиневерой и Морветеном. Один лишь Фергус на миг задержался на пороге, пристально взглянув на своего деда. Но, так и не дождавшись никакого отклика, вышел прочь, тоже не сказав ни слова.

Решетка захлопнулась, снова отрезав оставшихся узников от мира. Лишь тогда Кормак Суровый проговорил с тоской, обращаясь к Домнеллу:

- Фергус сделался так похож на своего отца, моего старшего сына!..

***

Прошло уже много времени, как ушла королева, и на балконе терпеливо ждали ее возвращения. Уже солнце перевалило за полдень, а Гвиневера и ее спутники все не возвращались.

Зато пришли Оуэн и Арман, заботливо склонившиеся над престарелым наместником, от которого не отводил взора и его старший сын.

Возле каменной кладки балкона, в шаге от головокружительной высоты, стояли Риваллон с Жартилином. Ворон-посланник вновь вернулся к хозяину, и тот щурил старческие глаза, пытаясь разглядеть бушующую площадь. Тогда Риваллон, оглянувшись на Сигиберта, которому совсем не нужны были новые тревоги, тихо сказал внуку:

- Хвала Матери Богов: пока до побоища не дошло! Бранятся, кое-где дерутся, но за оружие не готовы взяться.  Между тем, Кеннетиг со стражей оцепил площадь, и Киан спешит туда. Значит, есть надежда успокоить толпу.

Маршал кивнул, но в лице его и во всей фигуре по-прежнему виделось крайнее напряжение. Он сможет успокоиться только вечером, если убедится, что все обошлось, и будет знать, что сообщить королю.

В то время, как они беседовали между собой, Ангарад наблюдала вместе с Теодебертом, как Оуэн внимательно осматривал Сигиберта. Взяв его высохшую морщинистую руку, прощупывал пульс, о чем-то спрашивал. Наместник вновь чувствовал дурноту, но все еще упрямо старался не подавать виду, хотя уже не возражал против суеты вокруг него.

Оуэн дал старцу выпить зелье, пахнущее пряными травами. Затем объявил:

- Господину наместнику необходим покой, чтобы поправить здоровье. Лучше бы ему несколько дней вообще не подниматься с постели. И никаких печальных и тревожных известий! Только в этом случае я смогу ручаться за его выздоровление.

Сигиберт слышал все, что говорили о нем, но ответил им не голосом, а выражением лица. Он согласен был, рассуждая здраво, лечь в постель и пить лекарства, приготовленные Оуэном. Что же до отсутствия тревог... Старец слабо улыбнулся. Как же он сможет не тревожиться, когда вокруг творятся такие события?!

По знаку лекаря, Арман помог Сигиберту подняться с кресла. Чувствуя легкое головокружение, старец тяжело оперся на его плечи. Теодеберт в тот же миг поддержал отца с другой стороны, и они вчетвером удалились с балкона в спальню.

Проводив взглядом ушедших, Риваллон многозначительно проговорил:

- Трудно будет Сигиберту не тревожиться ни о чем! Боюсь, как бы не стало ему еще хуже...

- Может быть, Номиноэ сможет ему помочь, - с надеждой проговорила Ангарад.

Спустя несколько минут вернулась королева Гвиневера в сопровождении Морветена. Фергус и Киан отправились на площадь. Королева сразу заметила отсутствие супруга и почтенного свекра. Устремила вопросительный взор на отца и тетку. Ангарад пояснила в ответ на ее немой вопрос:

- Сигиберту стало хуже, и твой муж проводил его в спальню. Сейчас он возле отца, там же Оуэн и Арман.

Гвиневера кивнула, сев, почти упав в свое кресло. Морветен отошел и стал рядом с отцом. Теперь сидели только королева и Ангарад, мужчины же остались стоять.

Королева пояснила своему окружению, высказав надежду вслух:

- Я убедила Киана помочь нам. Хочется верить, что он усмирит толпу, и почтенному принцу Сигиберту станет тогда лучше.

Все облегченно вздохнули. И только памятливая Ангарад напомнила своей царственной племяннице:

- Ты, кажется, говорила, что верховный друид просил у тебя дозволения встретиться со своим преступным собратом. Дозволишь ли ты ему?

Гвиневера с благодарностью взглянула на тетушку.

- Мне не хочется, чтобы они встречались. У друидов издавна свои цели, и не всегда они совпадают с моими. На что ему нужен изобличенный преступник?

Риваллон, повернувшись к ним лицом, задумчиво проговорил:

- Некогда друиды "детей богини Дану" были влиятельнее королей. Их почитали как избранников и учеников ши, они перенимали от них магию, и знали о тайнах мира больше, чем другие люди. Однако со временем королевский род Арморики сам породнился с ши, и среди них, начиная с Гродлана Вещего, стали рождаться бисклавре. Сами будучи ши, они лучше сознавали волю Небес, и народ стал чтить их больше, чем друидов. Однако те издавна таят недовольство против королей. Им бы хотелось, как встарь, быть единственными посредниками между ши и людьми.

- Я думаю, что верховный друид, в отличие от своего преступного собрата, не решится бросить вызов государыне, которая является и Хранительницей, - заметила Ангарад. - Ведь друиды именно от ши переняли тайные знания, благодаря им развили свои способности!

- Вероятно, сейчас он не посмеет, - задумчиво проговорил Риваллон. - Однако, если случится худшее, и Карломан... - он не договорил, боясь накликать смерть, и продолжал неловко: - Все мы смертны, даже бисклавре. Рано или поздно не станет и меня, и тебя, Ангарад, и Сигиберта, Номиноэ, и даже тебя, Гвиневера, королева-ши. Друиды же, видимо, хранят свои заветы поколениями. Возможно, тогда они постараются ослабить королевскую власть.

Гвиневера спокойно кивнула в ответ на предостережение отца, выслушав не как угрозу, а как совет избегать опасности.

- Там поглядим... Если мне наследует бисклавре, возможно, друидам и не удастся отнять власть у королей. Ну а пока я считаю, что верховному друиду незачем видеться с отступником.

- Когда вернется Номиноэ, посоветуйся с ним, - проговорила Ангарад, за долгие годы жизни с мужем-бисклавре убедившаяся, что он может почти все.

- Обязательно посоветуюсь! - пообещала королева. - Только я думаю, что наставнику сперва надо будет отдохнуть. Тревожные события, и обряд, что они творят вместе с моим внуком, и бессонная ночь, - все это способно утомить даже бисклавре.

Тут, наконец, на балкон вернулись Беток Белокурая и Кеннетиг Дивный. Сестра королевы доложила первой:

- Во дворце поставлена дополнительная стража, государыня. Хлодомер собрал в городе арвернов, которые решились прибегнуть к твоему покровительству. Сейчас он распоряжается их размещением в пустующих залах нижнего яруса. На поварне готовят для них пищу.

- Хорошо, - похвалила королева, отметив, что одна проблема решена. Затем она обернулась к Кеннетигу Дивному: - А что у тебя?

- Нам удалось пресечь мятеж в зародыше, - его выпуклые глаза сияли радостью, и жесткие тюленьи усы победно топорщились. - Самых рьяных вожаков толпы я схватил и пока что бросил в темницу, до последующего суда. Киан же усмирил толпу, почти в одночасье вернул им здравый рассудок своей музыкой! Такого я еще не видел. Он и вправду очень одаренный бард.

- Где он сейчас? - поинтересовалась королева.

- Вместе с Фергусом Обездоленным и Конмаэлом Свирепым ожидает тебя в тронном зале, государыня, - был ответ.

Гвиневера тяжело вздохнула, не позволяя себе расслабляться. На сей раз та же сила слов, что едва не вызвала восстание, помогла вовремя остановить его. Но кто знает, чего еще им ожидать в будущем?..
Записан
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты вечности заложник
У времени в плену.(с)Борис Пастернак.)

фок Гюнце

  • Энциклопедист
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 6078
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 32748
  • El sueño de la razón produce monstruos
    • Просмотр профиля
    • Мысли вслух

Отделение от общества - процесс обоюдный: хочешь обособиться от общества, чтобы тебя судили только свои - изволь обособить общество от себя, не воздействуя на него.
А если хочется на людей воздействовать, но при самому оставаться от их воздействия свободным - то стоит помнить, что такая благодать обычно рано или поздно может закончиться. Подчас - закончиться плохо. Ради благополучия - и не только государства, но и общества в целом и его членов в частности.

Чтобы, как упоминалось выше, можно было, спотыкаясь на каждом шагу,  идти к правильным решениям, вместо того, чтобы прямо, бодро и галопом скакать в тупик.
Ну а армориканские друиды вот хотят и оставаться неподвластными и неподсудными, и активно вмешиваться в дела государства, а лучше - определять их. И, по их понятиям, самый прогрессивный строй - это когда все слушаются их.
Вот я и боюсь, что, судя по урокам истории, ждет их в жизни большое разочарование...

В реальности конфликт светской и церковной власти вылился в кровопролитную войну Императора и Папы + Борьбу Гвельфов и Гибеллинов в самой Италии.
Конфликты между высшим жречеством и светской властью были и во многих языческих религиях в нашем мире. В Древнем Египте (взять хотя бы фараона Эхнатона, который затеял свои религиозные реформы во многом чтобы уменьшить власть жрецов). И в Вавилоне, как я читала, такое бывало тоже. И в более поздние времена - у тех же кельтов. В языческой Литве, где тоже вплоть до Средних Веков была чуть ли не жреческая теократия. А потом пришли немецкие рыцарские ордена, и понадобились воинские навыки, чтобы бороться с ними, - возвысились воины и их начальники, князья.
Но это - про наш мир, где правители и народ могут верить жрецам, а могут - и нет. Здесь же у нас описывается магический мир, где именно жрецы чаще всего бывают близки к тайным силам и владеют магией. Естественно, что в этом случае взаимоотношения складываются иначе.
А вот тут может сложиться ситуация, в которой устойчивость обеспечивается лишь за счет того, что могущественная безответственная корпорация по отношению к окружающим раз и навсегда превратится в гибрид заботливой няньки при беспомощных младенцах и строгого надсмотрщика над бесправными рабами.
Другую устойчивую комбинацию власти и безответственности придумать трудно.
Или, как вариант - замкнется окончательно, сведя вмешательство в дела других к наивозможнейшему минимуму.
« Последнее редактирование: 21 Фев, 2023, 23:26:10 от фок Гюнце »
Записан
Barbara, Celarent, Darii, Ferio
"Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
(אַז מען עסט שוין חזיר, זאָל רינען איבער דער באָרד" (‏שלום עליכם"

Menectrel

  • Барон
  • ***
  • Карма: 182
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 190
    • Просмотр профиля

Помнится, ее затрагивал один древний еврей по имени Йеошуа, задаваясь вопросом, шабат для человека или человек для шабата.
В результате его последователи в этом вопросе с ним радикально разошлись.  :) Как это часто бывает в религии.

"Шаббат для человека, а не человек для шаббата" Евангелии от Марка (гл. 2, ст. 23—27).

У Булгакова его звали Йеошуа Га Ноцри... Но все же его последователи и Те с кем он сам имел полемику входят в "лоно Авраамово".
Разделение одного религиозного учения на различные течения, характерно для всех.

В результате его последователи в этом вопросе с ним радикально разошлись.

О, да... Еще как!..  И не только в этом((( Про "эволюцию" христианской общины к теократическому государству можно говорить часами. Папы вкусив вкус власти жестоко карали "еретиков", которые желали жить по обычаям первых христиан.

“Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев”

«Пикуах нефеш дохе шабат» – говорится в Талмуде (трактат Йома 85-а), т.е. спасение жизни отодвигает шабат (субботние запреты). Согласно закону: «ничто не может устоять перед усилиями по спасению жизни», проворенный Иудей обязан нарушить Святость Шабата ради спасения жизни. Т.е. разрешается преступить запреты Торы для спасения жизни, и поэтому разрешается нарушать мицвот. Ортодоксальные Иудеи вот уже более 2000 лет следуют этому правилу. В этом они достойные наследники своих Праотцов.
Записан
"Мне очень жаль, что у меня, кажется, нет ни одного еврейского предка, ни одного представителя этого талантливого народа" (с) Джон Толкин

Menectrel

  • Барон
  • ***
  • Карма: 182
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 190
    • Просмотр профиля

Цитировать
А вот тут может сложиться ситуация, в которой устойчивость обеспечивается лишь за счет того, что могущественная безответственная корпорация по отношению к окружающим раз и навсегда превратится в гибрид заботливой няньки при беспомощных младенцах и строгого надсмотрщика над бесправными рабами.
Другую устойчивую комбинацию власти и безответственности придумать трудно.
Или, как вариант - замкнется окончательно, сведя вмешательство в дела других к наивозможнейшему минимуму.

Если это про корпорацию Друидов, то скорей всего тут второй вариант возможен. Друиды прежде всего люди, которые могут и "ослепнуть" от своей власти и силы. В реальности самые кровавые преступления творили Доминиканские Инквизиторы... Друиды (желающие вернуть свое былое величие) могут еще оказаться кровавей Донарианцев...
Записан
"Мне очень жаль, что у меня, кажется, нет ни одного еврейского предка, ни одного представителя этого талантливого народа" (с) Джон Толкин

фок Гюнце

  • Энциклопедист
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 6078
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 32748
  • El sueño de la razón produce monstruos
    • Просмотр профиля
    • Мысли вслух

Йеhошуа => Йошуа.

А насчет друидов - вот и вопрос, хватит ли мудрости избежать искушения безответственной властью и или отказаться от власти, или принять ответственность. 
Записан
Barbara, Celarent, Darii, Ferio
"Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
(אַז מען עסט שוין חזיר, זאָל רינען איבער דער באָרד" (‏שלום עליכם"