Вот наконец-то осилил последний том. Поделюсь впечатлениями.
Главный вопрос - почему Фандорина надо было непременно и окончательно убить? Да еще для этого нудно тащить его через гражданскую войну, вымученно и безуспешно пытаясь выдумать что-то этакое, чтобы предать толику осмысленности сюжету?
Ну нечего делать этому персонажу в России (как бы она тогда не называлась) после 1916 г. Это персонаж другой эпохи, других взглядов, другого общества.
Почему нельзя просто посадить Фандорина на теплоход и заставить грустно смотреть на удаляющиеся родные берега со слезами на глазах, декларируя «Прощай немытая Россия…», одной рукой обнимая верного спутника, а второй жену?
Да даже если бы Фандорин пал бы в неравной борьбе с достойным противником (естественно победив), то это и то бы можно было бы расценивать как достойный финал.
Нет же автор пытается транслировать свои оппозиционные идеи (на которые имеет конечно же право, но не всем ведь они интересны) и в угоду этой чудаковатой прихоти жертвует всем остальным.
Ну и ладно бы, если бы все вышеперечисленное компенсировалось интересными героями, характерами, действием, детективными загадками в конце-то концов. Так ведь нет. Все плоско, вторично, серо и неубедительно.
В итоге можно констатировать, что наибольшую радость вызывает именно информация, что это действительно последний роман в цикле, так как продолжать в таком стиле явно не стоит.
Вывод – одноразовое чтение для поклонников Фандорина. Остальным противопоказанно.