Думал запостить не запостить, и где запостить здесь, в Истории, или же искать намеки на шизу.
Возник тут разговор за африканскую государственность. Ну я полез искать статью вики о таком явлении как Мфекане. Само название забыл, искал в истории народов и не находил.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мфекане
Три года назад ссылка была умногих связанных с этим явлением народов, а нашел я её через историю зулусов.
А теперь
ru.wikipedia.org/wiki/Зулусы
Не вижу.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Коса_(народ)
Не вижу
https://ru.wikipedia.org/wiki/Матабеле
Не вижу
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шона_(народ)
Не вижу
И наконец нашел у ндебеле.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ндебеле_(народ_в_ЮАР)
Уродует кто-то вики, явно. В интересах толерантности.
Южноафриканский историк Джулиан Коббинг в 1989 году выступил с критикой понятия мфекане, считая, что оно является проявлением идеологии апартеида, поскольку, по его мнению, традиционно эти события рассматривались как «самоуничтожение чёрных». Коббинг указывал на недооценку роли белых, особенно работорговцев в этих событиях.
Работы Коббинга произвели настоящий переполох в научном сообществе. Вслед за Дж. Коббингом еще несколько исследователей со страниц научных журналов выступили с критикой традиционной концепции мфекане. В 1991 году в Витватерсрандском университете произошел большой научный симпозиум, посвященный проблеме исследования причин и характера событий периода мфекане. В своих выступлениях ряд ведущих специалистов по истории Южной Африки в колониальный период подвергли резкой критике концепцию Дж. Коббинга. Большинство исследователей указали на недостаточную аргументацию его выводов, замалчивание ряда важных документов, игнорирование свидетельств самих африканцев и их участия в формировании исторических представлений о прошлом своих народов. Не нашли своего фактического подтверждения и утверждения Дж. Коббинга, что работорговля оказала определяющее влияние на формирование зулусской державы.
Однако, несмотря на явную несостоятельность многих положений, содержащихся в работах Дж. Коббинга, прошедшая дискуссия выявила слабые места и в прежних взглядах на причины возвышения зулусской державы и характер событий периода мфекане. Это, прежде всего, игнорирование влияния колониальной периферии на африканские общества, недостаточность и противоречивость свидетельств, которыми располагают историки, что во многом ставит под вопрос саму возможность восстановления последовательности событий, происходивших за пределами колониальных владений европейцев в Южной Африке в конце XVIII-первой трети XIX вв.
В общем такое явление как Мфекане людям знать не обязательно.