Оно, вообще, взаимно - если Люцилий писал поэму об извержениях, адресованную в пространство, то Сенека написал письмо о землетрясениях и адресовал непосредственно ему.
Письмо хорошее, утешительное. Например, о том, что землетрясений бояться незачем, потому что бояться нужно всего. "Оглянитесь вокруг, какие пустяки выводят нас из строя: и пища, и вода, и бодрствование, и сон — все нарушает наше здоровье, стоит лишь преступить меру. Оглядитесь и сразу поймете, что мы — ничтожные, бессильные частицы, рассыпающиеся в прах от малейшего толчка".
Да и вообще, "какая разница, один ли камень убьет меня или раздавит целая гора? Буду ли я погребен под развалинами одного дома, в горстке обломков и пыли, или целый земной шар рухнет на мою голову? Испущу ли я свой дух на воле и при свете дня, или в колоссальной расселине оползающей земли? Один ли я унесусь в глубины земных недр или в сопровождении многочисленных народов, вместе со мной проваливающихся под землю? Не все ли мне равно, умирать среди большой суматохи или нет? Смерть повсюду одинакова". И избегать землетрясений незачем, потому что "кто поручится за то, что в другом месте земля держится крепче? - может быть, то самое место, на котором вы сегодня чувствуете себя в такой безопасности, разверзнется нынче ночью, а то и до захода солнца. "
Л - это не Люций (Анней Сенека), Л - это логика...
Заодно Сенека объясняет, что землетрясения происходят не по воле богов, а от естественных причин - правда, от каких именно, говорит неуверенно: то ли от воды, которая есть под землей (а иначе откуда бы взялись реки?), то ли от огня (правда, как именно, непонятно, есть много вариантов, но самый убедительный - потому же, почему трясется крышка кастрюли), то л от самой земли - ее обветшавшие части стареют и падают, потому что крепости у них осталось меньше, чем тяжести), то ли, скорее всего, от воздуха (ветры проникают вниз, в пещеры и полости земли; после того как все подземные пространства окажутся заполнены и воздух сожмется, насколько возможно, вновь поступающий воздух будет жать на него все сильнее, бить его и ударять без конца, тесня вперед., и теснимый воздух, ища себе места, сотрясает все, что давит его, и пытается взорвать стены своей тюрьмы; от этой-то борьбы воздуха, бьющегося в поисках выхода, содрогается земля).
При этом сам Сенека последнюю причину полагает наиболее убедительной, напоминая, в частности, что именно поэтому, оттого что испорченный в земле воздух при землетрясении вырывается наружу, после землетрясений обычно бывают эпидемии.
А вообще, говорит Сенека, самое главное в землетрясении - сохранять твердость души и не бояться смерти, потому что все равно все умрем.