Между прочим, Мартьянов - далеко не первый, кто пишет об инквизиции в таком апологетическом тоне:
Если, по Дэвису, хорош Филипп II, то совсем не плоха и инквизиция, историческая репутация которой была «испорчена» Вольтером только за несколько излишнее увлечение пытками и сожжениями еретиков на костре. Оказывается, что инквизиция «стояла за социальную справедливость» (it stood for social justice). Дэвис скорбит: «Популярная традиция с таким трудом изживается, что необходимо все еще подчеркивать, что испанская инквизиция, если о ней судить с точки зрения тех времен, не была ни жестока, ни несправедлива в своем судопроизводстве и в налагаемых ею наказаниях» (стр. 13). Ценность услуг, оказанных инквизицией испанскому народу, заключается, между прочим, и в ограждении «чистоты расы». Дэвис с почтением воздает ей наивысшую в его устах хвалу, утверждая, что в шестнадцатом столетии ревность в ограждении чистоты расы достигала уровня национал-социалистов в нынешней Германии (in the XVI century zeal for purity of blood reached Nazi standards). Инквизиция помогала делу двумя способами: во-первых, сжигая очень деятельно на кострах мавров и евреев и, во-вторых, установив правило, что для карьеры на государственной службе требовалось доказать, что никто из предков данного лица не был осужден инквизицией.
Замечу, кстати, что оправдание и возвеличение инквизиции — одна из любимейших тем современной историографии на Западе. В качестве примера укажу хотя бы на огромный труд Жана Гиро, второй том которого, в 600 страниц с лишком, вышел в сентябре 1938 г. Гиро уверяет, что инквизиция была законнейшим орудием самозащиты церкви. Что же было делать папе римскому, если еретики утверждали, будто папы римские — обманщики и грабители? Пора, пора расстаться с традицией Вольтера, который так безжалостно, оклеветал бедняжку инквизицию! Именно в связи с выходом в свет книги Жана Гиро еженедельник «Nouvelles littéraires» горячо призывал (в № 832 от 24 сентября 1938 г.) отрешиться, наконец, от вольтеровских ошибок. Таким образом, соответствующие страницы книги Дэвиса вполне гармонируют с тем стилем, в котором теперь принято в правобуржуазной историографии писать об инквизиции. <...> Таковы характерные явления в современной историографии двух «демократических» стран. Это еще не «интегральный фашизм» в науке, царящий в Германии и Италии, но нечто, как две капли воды, на него похожее. Есть, правда, некоторое отличие в стиле: отсутствует непечатная ругань, характерная для гитлеровских «историков»; сохраняется стремление хоть чисто внешне соблюсти известный «декорум» приличия и «беспристрастия». Но ведь нельзя уже сейчас требовать полного, даже чисто внешнего совпадения историографии «демократических» стран с историографией стран фашистских. Все это придет со временем. Лиха беда — начало, а оно уже давно положено.
(с) Академик Е.В. Тарле, "Как пишется теперь история Испании", журнал "Историк-марксист" № 1/1939, стр. 165-170.