Наконец руки дошли до самой, наверное, клишированной темы, а заодно главных безобразников Эллады.
Поговорим о Спарте.
Да, не тех, которые "300", не тех, которые "Политика спартанской педерастии", и не тех, которые "женоуправляемые спартанцы", и даже не тех, которые "единственный и уникальный полис". Этих не было, и неважно, когда изобретался штапм.
Эллинистическая Спарта оказалась полисом, который чуть-чуть не стал крупным территориальным государством. Собственно, она могла, только чуть-чуть опоздала. А опоздала потому, что никак не могла выбрать - какого именно типа эллинистической державой ей стать?
Дело в том, что дальше жить, как жила до того, Спарта не могла. Знаменитое спартанское "малолюдство" дошло до того, что в полисе осталось порядка шести сотен полноправных спартиатов. Для того, чтобы иметь не то, что влияние, а какую-то независимость в мире, в котором выставлять армию в десятки тысяч тяжеловооружённых пехотинцев стало нормой, этого было недостаточно. Жить же скромным полисом в углу Пелопоннеса Спарта не могла - уж больно многим соседям за свою историю нагадила. Те же мессенцы с удовольствием бы расквитались за пару столетий порабощения. Оставалось идти к кому-то под руку - а Спарта самого Александра Македонского ухитрилась пропустить как-то за скобками! - или стараться усилиться самим.
Рецепт борьбы с малолюдством был, причём традиционный. Набрать наёмников, отобрать самых толковых, женить на спартанках и дать им гражданство. Если верить Аристотелю, "в старые времена" это была обычная спартанская политика.
По сути, все старания нескольких спартанских царей - Агиса, Клеомена, Маханида и Набиса сводятся к попыткам восстановить этот обычай, причём если Агис пытался всё сделать как встарь и по процедуре, то Клеомену пришлось заняться высылками и отменой некоторых государственных институтов, Маханиду - установить тиранию, а Набису - выслать никак не менее половины остававшихся полноправных граждан в изгнание, а кое-кого и умучить совсем. Собственно, двух последних в античности было принято считать не царями, а тиранами. В наше время есть и другие оценки. Сам Набис себя точно считал царём.
Сейчас принято считать, что эти спартанские правители пытались построить эллинистическое царство. Проблема в том, что нормальное эллинистическое царство получалось только при наличии негреческого субстрата, а чего на Пелопоннесе не было, так это персов, египтян, или хотя бы фракийцев. В старые времена спартанцы, правда, попробовали превратить в "негреков" своих соседей. Не вышло. Даже порабощённых мессенцев другие греки воспринимали как своих. Так что никто из царей-революционеров даже не пробовал провернуть такой номер. Агис и Клеомен пытались построить гегемонический союз городов, в котором Спарта главная. Маханид и Набис - равноправную федерацию беотийского типа. И то, и то - образования чисто греческие.
Так что они пытались устроить?
Для этого нужно понять, чем было спартанское малолюдство. Сокращением населения? Нет, сокращением числа полноправных, то есть зажиточных граждан. А куда они подевались? Участки, положенные Ликургом, были. Продавать их было нельзя (дарить и завещать, правда, можно). Да, 2/5 принадлежало женщинам - девицам-наследницам и вдовам. Из оставшихся 3/5 1/6 назначалась жёнам воинов - хотя часть участков, верно, принадлежала молодым неженатым мужчинам. По оценке Аристотеля, даже это должно было дать порядка пятнадцати тысяч полноправных граждан. А осталось - шесть сотен.
Итак, произошло укрупнение земельной собственности.
Процесс, очень хорошо знакомый всем полисам Греции. В Афинах он, например, происходил перед тиранией Писистрата, как и в других полисах перед появлением местных представителей так называемой Старшей тирании. Мудро организованные Ликургом спартанцы тогда ходили многолюдные и свергали те тирании, которые народ переставал поддерживать - сына Писистрата, например. Сами они начали разлагаться поздненько и пришли к тому положению, что когда-то их соседи, в разгар эллинизма.
Другое дело, что именно это опоздание и создало проблему для спартанских царей-тиранов. В Афинах перед Писистратом альтернативы тирании не было: или олигархия получала окорот, долги отменялись, земли вновь делились между гражданами поровну и полис получал перезагрузку, или воевать за него становилось некому и все, олигархи и бедняки, шли с молотка на рабском рынке.
А вот в Спарте альтернатива была.
Именно поэтому спартанские тираны получили такое ожесточённое сопротивление и все до единого кончили плохо.
Итак, с программой Агиса-Клеомена-Набиса ясно: всё у олигархов отнять и поделить.
А как собиралась в страшном мире больших батальонов другая сторона?
Какова была другая программа?