Посмотрели "Тобол".
В который раз убеждаюсь "Фонд Кино" - это диагноз, а от антисоветчины до русофобии один шаг.
В двух словах фильм должен был рассказать зрителям вкратце о целой серии "Прииртышских походов" предпринятых Петром I, с подачи губернатора Гагарина в целях разведки рудных и золотых месторождений Сибири. Зачем
корпорации Империи нужны были
этот анобтаниум, эти месторождения, думаю объяснять не приходится (пламенный привет Аватару - вот как надо освоение чужих земель обосновывать).
Вот тут много и подробно описано об отношениях РИ и Джунгарского ханства в период правления Петра Великого. Главной цели - присоединения ханства к РИ - походы так и не достигли (за это в том числе Гагарин заслуженно получил в подарок от императора пеньковый галстук), но:
"Доминирующую роль в историографии играет оценка походов Г. ф. Миллера. Он констатировал, что несмотря на то, что цель походов достигнута не была, они «произвели другие весьма полезные действия». Во-первых, были построены крепости по р. Иртышу, «созданием которых споры с калмыками о тамошних землях прекращены». Во-вторых, барабинские татары и русские крестьяне «от неприятельских нападений и набегов в безопасность приведены». В-третьих, в Барабинской степи появились земледельческие поселения, а на Алтае - Колывано-Воскресенские заводы. В-четвертых, «большее знание о разных землях получено». По заключению академика, «Петр Великий, как во многих других местах, так и здесь, пределы государства своего распространил, внутреннюю и внешнюю безопасность утвердил»... результатом Прииртышских походов стало формирование регулярных воинских частей в Сибири, строительство системы крепостей в Обь-Иртышском междуречье, что положило начало созданию Верхъиртышской военной линии. В Юго-Западной Сибири активно продолжилось формирование нового земледельческого района, началась разработка рудных месторождений Алтая. В последующем отношения с Джунгарским ханством носили преимущественно дипломатический характер. Прииртышские походы фактически привели к серьезным географическим, этнографическим открытиям, оказали влияние на последующую внешнюю политику России в Центральной Азии."Но сумрачный режиссерский гений не думает о подобных вещах. Оказывается, всё это было затеяно ради отношений с Китаем, чтобы отвлечь джунгар на войну с Россией. Сам Гагарин кроме крохотного мешочка китайского золота за свое прямое предательство ничего не получил. Из всех реальных коррупционных грехов Гагарина для экранизации выбран самый фантастический:
"Оригинальную версию выдвинул шведский пленный Ф. И. Страленберг, проживший в Сибири с 1711 по 1722 г. Он считал, что М. П. Гагарин хотел образовать из Сибири самостоятельное «королевство». Для осуществления своих планов он организовывал драгунские полки, «...легко мог создать пехоту и в случае необходимости мог иметь много шведских пленных в качестве офицеров». Но ему не хватало ружей и пороху. Тогда Гагарин и сообщил Петру I о песочном золоте, попросив ружей и амуниции на 100 тыс. чел. По царь «этой лисе не очень доверял». Командовать походом был назначен Бухгольц и «постепенно все интриги князя Гагарина... открылись"Опровержение гагаринского сепаратизма также можно найти по приведенной ссылке, скажу лишь, что использовать пленных шведов губернатору приказал сам государь.
Делать из объективно не самого славного эпизода петровской эпохи героический боевик - это тот еще фокус (Голливуд же смог во Вьетнам!), особенно если рассказывать не о "других весьма полезных действиях", а собственно о провале. Но "Фонд Кино" - это не Голливуд и даже не кинокомпания "Carolco" своего
Рембо во Вьетнаме Бухгольца в Сибири создать не получилось.
Со стратегического уровня переходим на тактический. Петровских солдат, "блестящих стройных, послушных, быстрых и спокойных" режут как баранов с минимальным и бездарным сопротивлением. Да, в фильме нам показывают, что это малообученные ректруты под командованием молодых поручиков. В реальности в июне 1715 г. в подчинении у Бухгольца оказался отряд в составе Санкт-Петербургского и Московского пехотных полков, 700 драгун, команды артиллеристов и 70 мастеровых, а всего "та самая" экспедиция насчитывала около 3 тыс. человек. И да, большая часть из этих тысяч таки были местными рекрутами (еще одна пеньковая ниточка в галстук для губернатора).
В фильме джунгары (ойраты) сами останавливают атаку, почти победив, но потеряв военачальника (из которого перед этим сделали ренегата). В реале же:
"...Бухгольц приказал дать артиллерийский залп в воздух. Решив, что обман раскрыт, ойратские конники ворвались в крепость. Однако, построившись,
русская пехота ударила в штыки и выбила их... На третий день сражения русские войска собрались в крепости и из орудий отбивали попытки ойратов приблизиться к ее стенам... 21 февраля, убедившись, что крепость не удается взять штурмом, Церен-Дондоба направил И. Д. Бухгольцу письмо, в котором обвинял его в том, что крепость построена «ложными словами» и угрожал длительной осадой. Бухольц ответил, что
земли по р. Иртышу - страна, «которая всегда Российскому государству была подвластна», крепость он построил по государеву указу и будет строить другие крепости, (как бы пафосно это звучало на экране!) но надеется на «дружество и купечество» с джунгарами. Осада ему не страшна, т. к. он надеется на подкрепление из Тобольска..."
Ну а уж Петр I - Дюжев, тыкающий в чертеж явно какого-то здания и говорящий "вот видишь, корабль новый заложили", это, конечно технический прокол, который однако символизирует отношение творцов к теме вообще.
Про образы молодых поручиков - опоры и надежды Государства Российского и говорить не хочу - их просто нет. В этом разрезе слова Петра в конце, что именно на таких молодых людях и держится Россия, звучат весьма двусмысленно.
А какой бы смачный боевик можно было бы сделать о походе "с воинскими людьми, которые,
вместо того чтоб законы от других принимать, сами другим оные предписывать в состоянии"! Хотя, что я хочу от команды, щедро обгадившей Советскую Власть, а теперь, судя по всему, взявшейся за Российскую Империю. Видимо, господа февралисты органически не способны показать подвиг и самоотречение, о котором как бы пафосно говорит
анакс Петр Великий, нет, все-таки
господин в белых штанах актер Дюжев в костюме Петра.
Да, сам не ожидал, что напишу столько...