Сморим шпионский сериал "Смотритель маяка".
Если коротко, господа офицеры идиоты, а большевики настолько карикатурны, что кроме хохота не вызывают ничего.
Лето 1914 года. В Севастополе действует сеть немецких шпионов, раскрыть которую должна армейская контрразведка. Один из шпионов известен, и к нему подсылают нашего агента. Операцию приезжает курировать штабс-капитан с орлиным взором, быстрая и высокомерная речь которого призвана показать в нем суперпрофессионала. Однако, этот профессионал, только что наставлявший филеров и ругавший их за безграмотность, сам начисто проморгал слежку за собой в городе, организованную простым смотрителем маяка, который отследил его до самой полицейской управы. Там шеф полиции, которого штабс унизил с первых же минут знакомства, практически выгнав из собственного кабинета, и который находится в приятельских отношениях со смотрителем, сдает последнему капитана с потрохами. Причем сдает без задней мысли и начисто игнорируя изначальный пассаж о секретности миссии и любой информации касающейся контрразведки. Штабс набирает команду из местных филёров, которых создатели поднимают до уровня современных оперативников. При этом они устраивают слежку за предполагаемыми шпионами и делают это столь топорно и карикатурно (прикрывание газетой, демонстративное разглядывание витрин, следование в паре метров от объекта и т.д.) что в пору подумать, что смотришь комедию, однако авторы серьезны до зубовного скрежета. Разумеется, они прокалываются один за другим и расплачиваются за это жизнями. Шпиона случайно задерживают во время большевистской антиправительственной демонстрации (об этом чуть позже) и нашего разведчика подсаживают к нему в тюрьму. То, что местные уголовники организованы по образцу советского преступного мира (с вором в законе и т.д.) я уже молчу. Оттуда они, разумеется бегут и их начинают искать. Причем ищут по честному все, включая шефа полиции, которого просто обязаны были ввести в курс дела, чтобы тот направлял усилия подчиненных в правильном русле с целью не трогать нужного "беглого".
Еще зрителя постоянно пытаются убедить, что Россия готовится чуть ли не к священной войне с немецким агрессором (в реале наши интересы в этой кампании были весьма и весьма сомнительны, можно сказать нас туда затащили, со всеми вытекающими). Одним словом рука-лицо.
Теперь товарищи большевики. Они внезапно трезвые, опрятные, глава подпольной организации даже весьма симпатичная девушка. Вот только говорит она языком агитационного советского плаката и ходит по городу, как тот Штирлиц в буденновке и с парашютом за спиной, в красном революционном платке, как будто на дворе не середина 14-го, а самое малое, конец 17-го (именно в таком виде она пришла к местному казачьему атаману, по совместительству бандиту и контрабандисту). Товарищи не отстают от отбитой храброй большевички и щеголяют революционными матросскими тельниками и курткой, отчаянно напоминающей кожаную тужурку чекиста, только светлого цвета. Обращаются друг другу только с приставкой "товарищ" и добывают деньги на дело революции торгуя кокаином оптом и в розницу, без регистрации и СМС. Зрителю их представляют как ячейку южного отдела РСДРП (да, именно так, без приставки "б", а это две большие разницы, как говорят в Одессе). Что такое южный отдел РСДРП не понятно даже приблизительно. Никаких аналогов в Интернете я не нашел, как не нашел информации о столь активной деятельности большевиков накануне ПМВ в Севастполе и Крыму. Большевистская (да, именно большевистская и никак иначе!) демонстрация с лозунгами "Долой царя" - это вообще нечто (мертвые с косами сбросили царя, занималась алая заря!). Демонстрантов встречают войска и дают два залпа поверх голов. Это не останавливает самоотверженных демонстрантов и их предводитель, разумеется большевик с сумасшедшинкой в глазах, хватает булыжник с мостовой (который в реале еще поди выковырни) сам и отдает приказ сделать тоже самое остальных после чего запускает его в голову вооруженному солдату с немного предсказуемым концом. Нет, я допускаю, что такой инцидент мог быть, но не в 14-м году. И в этом плане разгон демонстрации в "Юности Максима", где казачки, не дожидаясь агрессии со стороны толпы, превентивно бросаются на нее с нагайками, выглядит гораздо достовернее (только год и город там несколько иные). Причем на фоне дальнейшей размеренной жизни предвоенного Севастополя, данное действо выглядит бельмом. Напомню, что до начала войны РСДРП была на легальном положении и только после открытой пораженческой позиции и лозунга превратить империалистическую войну в войну гражданскую, была запрещена. Но и тогда деятельность большевиков была крайне мала и сводилась к агитации в войсках и издании прокламаций. Для деятельности в таком формате, какие-то безумные деньги (в чем нас старательно пытаются убедить) были просто не нужны.
Вот во что поверил - так это в казачью банду и смотрителя-контрабандиста. Эти персонажи выглядят убедительно. Еще среди казаков выделяется фигура Джамиля - бандита, решившего сместить атамана путем предательства и мятежа. Причем прямо говорится, что он крымский татарин. Их же сейчас вроде трогать нельзя? Как так?
Вообще сериал вызывает ощущение если не плагиата, то глубокой вторичности. Главная музыкальная тема - почти калька с Шерлока Холмса Гая Ричи. Большевичка напоминает Дарью Булавину, а ее подельник сподвижник-инженер - инженера Телегина из "Хождения по мукам". Сцена с чисткой ботинок филером - один в один повторяет сцену из "Новых приключений неуловимых" (с поправкой на уровень нынешних творцов, конечно).
Такие дела. Всё это было бы очень смешно, если бы не было так грустно.