Посмотрел в дополнение к "Краху операции Террор" еще два фильма на схожую тематику.
Просто
"Крах" 1968
https://www.kinopoisk.ru/film/krakh-1968-44948/Фильм о операции двойнике "Треста" под названием "Синдикат-2" при помощи которой в СССР заманили Бориса Савинкова. Экранизация книги Ардаматского.
"Синдикат-2" 1980
Повторная экранизация уже 80 года. Первый фильм 2 серии второй 6, но первый успел уложиться в почти тот же самый контекст и пройдя почти те же основные моменты.
Надо сказать что фильмы конечно чисто кинематографически сильно уступают сериалу "Операция Трест", который на мой взгляд является эталоном подобного кино, ну или чему то к нему очень близкому, но тем не менее очень любопытна, особенно в сравнении с нынешним постельно-режимным кино. Во первых в кино тоталитарного СССР дискутируют о политике. Пусть это делает агент ГПУ под прикрытием и главтеррорист того времени Савинков и его свита, но они говорят о будущем России, что лучше парламентаризм или диктатура. О политической борьбе. Подставная группа заманивающая Савинкова называется "Либеральные демократы". Диспутируют о том принимать или не принимать иностранную помощь.
Подчеркну, в кино тоталитарного СССР ведется политическая дискуссия, а в нынешнем кино про борьбу с эсерами и большевиками с такими диспутами плохо.
Проговариваются заслуги Савинкова перед революцией, правда не забывается и художества после. Причем не могу не отметить что более краткий и лаконичный двухсерийник более взвешенный, тот который на 6 серий больше про художества Савинкова и меньше про заслуги, больше уделяет внимания тому что он к тому времени увлекся фашизмом и зверствам его подручных. Куда больше мелодрамы. Олялин играет генерала Павловского, причем довольно противоречиво, с одной стороны прошлись по его художествам, с другой стороны персонажа явно жалели как очень часто делали с белыми офицерами, добавили ему и тоски, и симпатичной верности Савинкову, да и сам Олялин такой актер что даже в роли злодея ему невозможно не сочувствовать. Сочувствие чувствуется и к Савинкову в исполнении Лебедева. Но вот мне более крутой и волевой Самойлов в "Крахе" куда больше нравился чем мятущийся Лебедев. Кинематографичности обеих фильмов очень вредит пряничность чекистов, и их разговоры по душам с теми кого им удалось уломать включиться в работу на "Синдикат". Причем я не возьмусь утверждать что в реальности оно было как то иначе, все таки именно именно тех персонажей что и по фильму и в реальности удалось завербовать или использовать, но в нынешнем времени это выглядит как то так. Почти крышесносно. Особенно как вербовали Павловского которого вынужденны были арестовать.
Ну и не могу не поделиться одной мыслью. Эти три фильма с участием Дзержинского и ЧК, который я посмотрел, включая тот о котором писал до этого, и те что видел еще раньше, как мне кажется это сильный отголосок каких то внутрисоветских неявный диспутов. Кино о временах когда чекисты вербовали и отпускали чуть ли не под честное слово, где глава ЧК и ОГПУ занимался беспризорниками и железными дорогами, а убеждал больше словом чем наганом. Это такая антитеза ИВС и Большому террору. Уж слишком часто подчеркивается это как можно с ЧК договориться, и часто в таких фильмах ведутся политические диспуты. А еще герои-чекисты этих фильмов пойдут как жертвы Большого Террора.
Ну и наконец такая мысль что эсеры и меньшивики, это такая душевная рана ВКП(б) по КПСС включительно. Это по кино даже не столько враги, а заблудшие овцы натворившие кучу ошибок и как следствие бед.
Ну и я думаю всем понятно что эти фильмы я выбрал к просмотру потому что хотелось сравнений образов эсеров и Савинкова в нынешнем и в советском кино.
Ну и еще один образ захотелось сравнить, конкретно Саввы Морозова. Посмотрел советский фильм который обещал быть обычным байопиком про революционера.
"Николай Бауман". 67.
https://www.kinopoisk.ru/film/nikolay-bauman-1967-46442/Роль Саввы исполнял Ефим Копелян. Я его видел в детстве и были кое какие смутные воспоминания. Надо сказать что в общем и целом фильм оказался именно типичным революционным байопиком про то как умный революционер ускользает от полиции ведет работу и т.д.. можно было бы зевнуть и забыть, но вот именно Саввы и эпизоды с ним оказались чем то не типичным для советского кино, очень яркий и интересный персонаж здесь, сделанный с большим сочувствием. Сложный, мятущийся, ищущий, даже по задумке более интересный чем главный герой-революционер. Почти все наиболее удачные сцены с ним, более того такое впечатление что авторов фильма как раз он более всего интересовал и по сути основным оппонентом главного героя был он а не жандармы. А в финале это закончилось вообще чем то религиозным, Бауману снится сон где хоронят застрелившегося Морозова, и он подходит к нему сзади и у них как бы идет продолжение диспута, причем звучит фраза"разве ты не слышишь заупокойной по России?". И эта встреча по сути двух мертвецов поскольку и самого Баумана убьют на следующий день.
А убийство и похороны Баумана режиссер превратил в нечто такое, что сильно напомнило европейское левое кино типа Коста-Гавроса и его Дзету или даже "Битву за Алжир".
Кто-то и до меня подметил персонажа Морозова в этом фильме, и даже нарезал сценку
https://www.youtube.com/watch?v=qqen7ZNX-FsМесто с которого начинается сцена загробного диспута, не длинная.
https://youtu.be/fM7HdE0ZZiE?t=4738