В продолжение детективного кино про революцию посмотрел еще трехсерийник "Черный треугольник" про ограбление патриаршей ризницы в 1918. Смотрел и вспоминал что видел его раньше в детстве и мне он понравился.
https://www.kinopoisk.ru/film/94437/Классический революционный детектив по роману Юрия Кларова. Временное правительство выпустило из тюрем элиту уголовного мира царской России. По стране покатилась волна преступлений. В январе 1918 года происходит одно из самых громких преступлений первых лет Революции — ограбление Патриаршей Ризницы Московского Кремля.
Следственная группа МУРа под руководством Леонида Косачевского начинает расследование. Но коллекция уникальных бриллиантов и золотые оклады икон будто бы растворились в воздухе. Есть только одна зацепка — оброненная кем-то под окнами ризницы табакерка с фамильным гербом рода Мессмеров.
Я думаю его многие видели, а кто не видел, то я бы посоветовал посмотреть. Потому не буду его пересказывать, а просто пройдусь по моментам на которые я бы никак не обратил внимания тогда, и что видно сейчас. Во первых можно сказать что очень хулиганские для советского кино религиозные диалоги. Во вторых ряд сцен поставлены так что бы возникли ассоциации с другими детективами, Холмсом Масленникова, Место встречи, и даже Крестным отцом. В третьих диспуты с анархистами о сути народной власти. Смотрел и вспоминал цитатнический стиль Тарантино. Но режиссер тут главный поклонник рыцарского романа в СССР Сергей Тарасов, ну и тут же его любимый тогдашний каст. Кулагин, Химичев, Хмельницкий.
Здесь так же есть конфликт между революционером и старым царским сыщиком, при этом он менее значимый чем в Рожденной революцией. Революционер тут старый большевик подпольщик, тоже тертый и потому быстрее приходит к признанию царского сыщика.
Наверное такой конфликт в советских детективах он был более распространенным и каждый из режиссеров его решал по своему. Я вот еще вспомнил что он был у еще советского Хотиненко в "Один и без оружия".
Ну а историю ограбления патриаршей ризницы тут сильно изменили конечно. Добавили суету вокруг неё монархистов и анархистов, что конечно сильно символично. Мол будущее богатств России решают между собой монархисты, большевики и анархисты, причем для а. и м. это лишь средство борьбы, а для б. достояние России.
Посмотрел "26 комиссаров" 1932 года. Чистая фэнтэзи. Турки Баку там так и не взяли, а комиссаров прямо из бакинской тюрьмы на поезде (!!!) отправляют в Красноводск и по дороге кончают. Сразу после их расстрела, начинается восстание против англичан и на помощь рабочим приходит Красная армия. В финале этого безобразия единственный реально красивый эпизод во главе Красной Армии едут и бабахают из всех орудий бронепоезда "Шаумян" и "Джапаридзе".
Посмотрел. Я бы не сказал что там все так плохо. Во первых игры и типажей для немого кино можно было ожидать хуже. Тут не плохо, по тем временам прогрессивно. Очень атмосферные начальные фронтовые сцены. Да, весь этап между посадкой комиссаров в тюрьму и расстрелом искажен. По сути совместили два ареста комиссаров, первый после неудачного голосования и попытки уехать в Астрахань и второй после освобождения на пароходе "Туркмен". Вообще логика пропаганды первого фильма очень прямолинейная. Там постарались полностью исключить фактор этнических столкновений в Баку, и заменить его классовым, убрать почти все связанное с Мусаватом и Дашнакцутюн, а вместо это предложить эсеров и англичан и для последних придумали рейдерскую схему захвата нефтепромыслов почти как в будущие святые 90-е. Я смотрел и офигевал.
Расписки в покупке нефти, блокада нефтепровода в Батуми, запрет поставлять нефть в Россию. В финале еще есть бронепоезд "Азизбеков".