Опыт литературной критики
Заметил я, что бдительные читатели обнаружили у некоторых современных авторов нехорошее качество - не любят авторы своих персонажей. Иногда - всех, иногда - некоторых, а иногда комитеты бдительных констатируют недопустимые в наш просвещенный век факты сегрегации и дискриминации авторами собственных героев по признакам пола, возраста, вероисповедания, семейного положения и даже, как иные говорят, отношения к воинской службе.
Призадумался я - и понял, что проблема не только имеет место, но оказывается куда более серьезной, чем может показаться на первый взгляд. Иные факты просто вопиют к небу.
Например, через произведения одного известного автора, пожелавшего (и удачно) остаться неизвестным, красной нитью и строевым шагом проходит негативное отношение к героям-хлебобулочным изделиям. Автор их не любит, совершенно не скрывая этого - они в молодости покидают дом, скитаются по лесным дорогам среди великих бед и опасностей и в результате немотивированно и совершенно бесцельно гибнут жуткой смертью, которая, к тому же, описывается в произведениях автора предельно натуралистично.
Другой анонимный автор не любит героев-грызунов. В его произведении (к счастью, единственном), героя из фамилии Лепоридов убивают в буколической обстановке, на прогулке, когда тот любуется величием и красотой природы - и автор даже не трудится объяснить, к чему и для какой цели была эта смерть...
Подчас авторы специализируются на нелюбви к героям определенной национальности. Одним из наиболее вопиющих примеров является некий Юкинага - этот начинающий автор размахнулся на целую кровавую эпопею, в которой постоянно кто-то умирает, кого-то убивают, а остающимся в живых остается только завидовать мертвым. И при этом сразу же бросается в глаза то обстоятельство, что все страдающие и погибающие герои по воле автора принадлежат к одной национальности - они все японцы. Полагаю, ненависть к какому-то народу не должна проявляться столь ярко - какой пример такая, с позволения сказать, "повесть" может подать читателям?
А вот у другого писателя, который отличается безудержной плодовитостью, отчего-то умирают практически исключительно люди знатного происхождения - например, в финале одного почти бесконечного цикла автор демонстративно убивает вначале барона, потом виконта, затем его отца-графа, а под конец - даже главного героя, не простив ему, видимо, свежеприобретенного титула. Может, конечно, автор хотел таким сомнительным способом подчеркнуть свой демократизм, но впечатление такие сюжетные ходы производят весьма неприятное.
Думается, пора требовать от авторов более взвешенного и хладнокровного (какой тролль сказал "равнодушного"?!)
отношения к своим героям. Смерти и страдания среди героев должны распределяться равномерно - свой процент для женщин, свой - для нацменьшинств, свой - для сексменьшинств, свой - для холостяков. А лучше всего - чтобы вообще в литературном произведении ничего плохого ни с кем и никогда не случалось, чтобы всем и всегда было хорошо и никому никогда не плохо. Такие книги и читаться будут лучше и на душе от них будет приятнее!
31.10.12
фок Гюнце