В один из приездов в Нижний Новгород мы сели в автобус и поехали в город Семенов, расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода. Он считается столицей золотой хохломы.
Золотая хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись.
Предприятие, на которое нас привезли, называлось ЗАО «Хохломская роспись». На территории предприятия стоит памятник легендарному Семёну-ложкарю.
В 1916 году при поддержке Нижегородского земства в Семёнове была открыта Школа художественной обработки дерева. Её возглавил талантливый художник Г. П. Матвеев. На базе этой школы была организована кооперативная артель «Кустарь - художник», которая впоследствии переросла в крупное производственное объединение «Хохломская роспись». Благодарные потомки помнят о заслугах Матвеева, на территории предприятия ему установили памятник.
Древесину сначала выдерживают на открытом воздухе не менее года. Затем ее распиливают на кряжи, изготавливают болванки, из которых вытачивают чашки, поставки, бочата, вазы, матрешку, вырезают ложки и ковши.
Некрашеную посуду называют в промысле «белой» или «бельем».
После грунтовки изделия 2-3 часа сушат в электропечи при температуре 120-130 градусов. Далее - шлифуют, шпаклюют, олифят. Последняя подготовительная операция - лужение. Исполняют ее также, как и все предыдущие операции, вручную. Пока верхний слой олифы не высох окончательно и грунт не утратил вязкости, изделия натирают алюминиевым порошком. Луженые чашки становятся матово блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи.
Мастерицы за работой.
«Хохломская роспись» патронирует семёновский Художественный лицей № 30, где готовят будущих мастеров по росписи и деревообработке.
Из цехов иы перешли в музей.
В 1993 году, в продолжение традиций в технике иконописи по хохломскому «золоту», на фабрике была создана иконописная мастерская и начато изготовление икон. Канонам иконописи художники обучались в Троице-Сергиевой Лавре
Гиря настоящая.
Появляются новые направления в хохломском искусстве. Это миниатюрная хохломская роспись, хохломское панно с живописью. Это авторские работы мастеров росписи.
Этим изделиям почти 200 лет. Сохранились!
Это тоже историческое изжелие, более 100 лет!
Это не девочка-с-пальчик, это стульчик большой!
Японские родичи матрешек
Шахматы.
В Нижний мы уже не вернулись, из Семенова поехали сразу в Городец, где нас ждал наш теплоход.
П.С. У на второй день пурга, метет сильно, и я сегодня прогуляла работу
Поэтому (дома никого, кроме кота) разродилась большим куском маршрута.