Посмотрел "Разведчицы" (2013)
С одной стороны обычный наш сериал со стандартным набором штампов, как говорится, всё, как мы любим
Но вот с другой (здесь и далее цитаты из аннотации к сериалу)...
"Арина Прозоровская – идеалистка, убежденная комсомолка, выросшая в интеллигентной семье". В первой серии грабители врываются в квартиру Прозоровских чуть раньше, чем туда приезжает воронок за отцом Арины, которого традиционно обвиняют по ст. 58 на первый взгляд, непонятно за что (якобы за брата, который еще в Гражданскую ушел с белыми в Европу). Между оперативниками и бандитами завязывается перестрелка, в результате которой первые погибают, а вторым удается исчезнуть. Однако далее, в последней серии, из монолога начальника разведшколы, становится ясно, что папаша реально имел обширные связи за границей, конкретно во Франции, т.е. подозрения чекистов могли быть более, чем обоснованными, тем паче на дворе была весна 1941 года. Теперь подозрения уже ложатся на саму Арину, ведь свидетелей не осталось и она вполне могла сама убить одного из сотрудников. Выход для нее - работа на государство в лице майора Воротынникова, начальника разведшколы, куда ее и зачисляют, ограждая от дальнейшего уголовного преследования. Далее Прозоровская участвует в ряде операций, где ее интеллигенсткий эгоцентризм (который по недоразумению назван идеализмом) сталкивается с реалиями профессии разведчика и "тайной слова "приказ". Побеждает эгоцентризм, который через ряд почти провалов, приводит ее к прямому предательству товарищей и измене Родине (притянутость за уши сюжетного хода, ставший поводом, оставим пока за скобками).
Муж Арины, офицер-артиллерист, пропадает без вести и всплывает потом у польских партизан, куда с заданием попадает и Арина. Он хочет вернутся в ряды РККА, даже вопреки увещеваниям жены, что его там обязательно ждет обвинение в измене и штрафбат. Утащить мужа за собой в предательство Арине удается только из-за бессознательного состояния последнего.
"Зоя Величко – деревенская девушка, дочь репрессированного кулака, волей судьбы оказавшаяся в уголовной среде". Отец Зои оказал вооруженное сопротивление ("схватился за топор" со слов самой Зои) новой власти и был закономерно убит. Семью внезапно не расстреляли на месте, но сослали, непременно в Сибирь. Воровкой, а точнее пособницей она стала случайно, по малолетству, а потом ей не дали соскочить. Она не кричит об идеалах, о служении стране, но при этом у нее нет озлобленности на Советскую Власть, она четко выполняет приказы и ни разу не подставляет товарищей на задании. Она случайно навела своего сожителя-вора на квартиру Арины, в результате чего погибли родители Прозоровской, а сама девушка оказалась в тюрьме. Саму Зою весьма быстро и толково ловят на вокзале при попытке сбежать вместе с маленькой дочкой. Но при этом, ее образ - это не образ "блаародной разбойницы", которая всех спасает вопреки тупому начальству (оно не тупое, кстати, даже совсем наоборот, даже генерал МГБ). В определенный момент она отрекается от своего уголовного прошлого и рвет все связи с преступным миром, доложив о готовящемся побеге одной из курсанток школы, прожженной уголовницы с абсолютной памятью. Зоя старается честно служить на благо Родины и Родина дает ей симметричный ответ, беря на себя полную заботу о ее дочке (все это в сериале есть).
Отдельно хочу отметить работу Вдовиченкова и Апексимовой (
). Здесь они сыграли начальника разведшколы Воротынникова и, условно говоря, зама по учебной работе Матильду Генриховну (ни должность, ни фамилия не называются) соответственно. Два опытнейших разведчика и, как потом выясняется, любящих друг друга человека (их чуткие отношения показаны лишь раз, когда Матильда втирает бальзам ему в больную спину, но этот эпизод стоит трех любовных сцен). При раскрытии линии этих двух разведчиков, внезапно квашенной селедкой по лицу получили господа офицеры, которые еще в Гражданскую поймали двух неопытных влюбленных друг в друга агентов. С Матильдой поступили "элегантно" - привязали к кровати и изнасиловали на глазах Воротынникова, а ему на спине вырезали две красных звезды.
Немцы оказываются весьма достойными противниками, неплохо раскалывающими легенды наших диверсантов и диверсанток. Например, обершурмбанфюрер сразу берет в разработку попа (разведчика) только из-за неточности в произношении молитвы. Думаю, здесь самое время поговорить о тонких антисоветских инъекциях. Да, в этом сериале творцы немного включили голову. О сорвавшемся аресте отца забываешь очень быстро, это больше нигде не всплывает. Рекомый СС-овец, стоя позади прихожан, отвечая на вопрос товарища об открытии церкви, произносит "религия - опиум для народа, пока народ одурманен, он не может бороться". Фраза сама по себе прекрасна, первая часть - так вообще цитата Маркса, но из уст немца уравнивает красных и коричневых. Еще одно довольно сложное построение имеется ближе к концу, когда разведчиков засылают к польским партизанам с целью не дать тем объединиться с англичанами и немцами против нас (ход высосан из пальца, ибо там изначально действовало две больших группировки, условно говоря Армия Крайова (на стороне англичанки) и Армия Людова (на нашей стороне) - не бейте тапками, я знаю, что обобщение весьма грубое. Но тут главное понять, что никакой судьбоносной встречи весной 44 года глав партизанских отрядов не было и быть не могло, потому что в ней не было необходимости). Так вот, в речи командиров всплывает тема начала ВМВ, когда немцы, переоделись в форму поляков и напали на собственную радиостанцию. Так "красный" польский командир показывает "белым" вероломство и изощренность немцев, которые теперь пытаются также рассорить польских партизан, организуя покушение на лидера "белых" и выдают своего агента за советского. Одновременно в это время в Москве разрабатывается точно такой же план нападения нашей разведгруппы в польской форме на "красных" польских партизан с переводом стрелок на их "белых" товарищей. Мол "пусть поляки стреляют в поляков". То есть нам снова показывают, что коммунизм=фашизм.
Именно это событие становится поводом для Арины активно помешать нашим в выполнении задания, ведь в этом польском отряде воюет ее муж! Она вытаскивает его тяжело раненного, в глубокий тыл к немцам, где пытается наладить жизнь простого обывателя в спокойном тихом и чистом немецком городке (это в апреле-то 45-го!). Ее эгоизм и лубофф почти победили, но тут приезжает рояль в кустах в лице какого-то военного, везшего ящик с надписью "сов секретно", в котором оказались личные дела нескольких десятков агентов Абвера по всему миру. Муж хочет безоговорочно отдать их нашим (для него мы всё еще наши), но только не Арина! Она в открытую шантажирует МГБ, требуя обменять архив на деньги и паспорта, в противном случае грозя отдать его американцам. Интеллигенция опять нашла повод для предательства
Ей грозит ликвидация, но от гибели спасает только то, что Воротынников придумал хитрый план и послал обезвреживать ее Зою с мужем (инструктором разведшколы), предвидя, что боевые товарищи не станут слепо выполнять приказ. Зоя забирает архив и отпускает Арину. В итоге Воротынников лично с Матильдой привозит Прозоровской документы, деньги, и контакты во Франции предлагая продолжить разведывательную деятельность уже на другом уровне, где и вспоминает как раз про обширные связи ее отца. Арина, принимает деньги, документы, но потом отказывается сотрудничать и говорит, что больше не хочет иметь с нами ничего общего и сильно и независимо уходит в закат, уводя за собой мужа. Занавес (если бы это снимал я, то ликвидация Арины воспоследовала бы за ее отказом).
Да, а у Зои с супругом всё хорошо. Это не смотря на то, что в результате выходки Арины они угодили в лапы чекистов-упырей и после года заключения, оказываются живы, и даже здоровы. То есть бериевские палачи их не били и не резали на ремешки! Под удар была поставлена вся разведшкола включая Воротынникова.
Ну и вишенкой на торте - портреты Сталина, развешанные где только возможно.
P.S.: еще по работе разведчиков много ляпов в духе анекдотов про Штирлица, где он в буденновке, с парашютом и красных галифе идет по улицам Берлина.