«1917».
Сэм Мендэс, подаривший нам пару хороших картин про агента 007, «Красоту по-американски» и «Проклятый путь»,снял ставшую оскароносной ленту с названием «1917» (к сожалению, родимые маркетологи и локализаторы обозвали фильм по сути «19-17», тупо переводя звучание цифр, а не суть – год события). Фильм удался, режиссёр даже посвятил его памяти своего сражавшегося на фронте Первой мировой прадеда. Но одна беда – фильм получился слишком… ровным. Слишком выверенным и словно заточенным под награды и фестивали. Слишком исполненным киноцитатами. Слишком вылизанным и охолощенным. Вот в чём проблема. Я смотрел эту картину на большом экране, я ждал шедевра – а получил просто очень хорошую ремесленную работу. Мдя… Но тем не менее – это всёж хорошее кино.
Перед нами история, заставляющая вспомнить, как самый минимум, следующие картины –
«Апокалипсис сегодня», «Тропы славы» (вечная тебе память, славный старик Кирк Дуглас!), «Боевой конь», «Спасти рядового Райана», «Галлиполи» (с Мэлом Гибсоном). Человеку, читавшему романы Ремарка, Хэмингуэя, Олдингтона, Селина, все киношные ужасы этого фильма господина Мендэса просто не страшны. «На Западном фронте без перемен», «Смерть героя» и «Путешествие на край ночи» намного более страшны и намного более эмоционально воздействующи. И поныне. Но тем не менее фильм всёж хорош. Два капрала британской армии, чуть было не написал – два хоббита, получают очень опасное задание и идут. Через грязь и воронки, через окопы и леса… через уничтоженные войной города… Смотрится всё это очень красиво. Ужас есть тоже, причём кроме уже упомянутого выше «Апокалипсиса сегодня» надо бы ещё вспомнить военный ужастик «На страже смерти».
Только нет тут пути героев. Есть простой квест. Есть прекраснейшие актёры – но режиссёр доверил им всего по минуте… Есть отличные наметки – но они так и остались нереализованными.
Великолепны были игра света и тени в руинах, и нет у меня желания сомневаться в меткости тамошних стрелков. Но почему уцелели все бумаги после купания в ледяной воде? И зачем один офицер (Марк Стронг) сперва сказал одну интересную фразу, а затем другой (Бенедикт Камбербэтч) это по сути не использовал? Точнее, почему режиссёр оставил висеть на стене своего полотна «невыстрелившие ружья»?
При этом к исполнителям главных ролей, молодым британским актёрам, никаких вопросов нет. Как и к заслуженным и маститым лицедеям. Но сценарий оказался ближе к какому компьютерному шутеру, нежели к нормальному типовому «военному фильму».
Резюме:
Хорошее и очень красивое военное кино про Первую мировую. Но не шедевр.
Однозначно достойно просмотра на большом экране!