Ну, поехали дальше. Ещё из Пушкинского, с закрывшейся уже первой половины выставки живописи и гравюр эпохи Эдо. Сегодня только две вещи. Совсем разные. Но обе – с насекомышами.
Разворот "Иллюстрированной книги насекомых". Цветная ксилография на бумаге. Китагава Утамаро, 1788. Но если вы думаете, что это что-то вроде энциклопедии, так это не так. Это – сборник шутливых стихотворений
кёка про насекомых. Тридцати разных поэтов. С картинками тех, про кого стихи. На этом развороте они, стало быть, про медведку и уховёртку (и устроители их не перевели! Хнык!).
(
Upd. Но добрые люди подсказали, где найти перевод!
"Самец и самка медведки долго докапываются друг до дружки под землёй, чтобы встретиться на краткий миг (так и люди...). Уховёртка называется хасами, «ножничник» (у неё хвост как ножницы), так вот: если не отрезать, как ножницами, прошлых увлечений, то в новой любви счастлив не будешь.")
А дальше будет совсем другое. Неизвестный художник школы Тоса, XVII век. Иллюстрация к «Повести о Гэндзи», классике XI века. Так что, наоборот, всё строго.
Но вот смотрите. Маленький, всего-то 24,7×21,5 см рисунок. Вполне конкретный эпизод «Гэндзи-моногатари»: господа смотрят на девочек-служанок, которые вышли в сад собрать росу в клеточки со сверчками. Ну да, не простой же водой их поить? А дальше начинается проваливание в. Потому что не только девочки выписаны во всех деталях, но и в клеточках у них действительно сидят сверчки, а на травинках действительно есть роса! Вот эти чёрные точки. Потому что роса была вырезана из серебряной фольги, а серебро потемнело...
Следующий раз думаю птиц сделать. Их, вестимо, больше.