FOREIGN AFFAIRS, ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2018: РЕЦЕНЗИЯ
Этот номер открывает вступительное слово Гидеона Роза, издателя сего журнала, «Немёртвое прошлое» - своего рода краткое содержание основных статей номера. Добрая треть его посвящена вопросам, связанным с «тоталитаризм и геноцидом» - они и описываются в «Немёртвом прошлом».
Первая статья: «Первородный грех Америки: рабство и наследие белого супрематизма» Анетты Гордон-Рид. Если вкратце, то статья объясняет, почему деятели американской войны за Независимость – хорошие, пусть и рабовладельцы, в то время как рабовладельцы из КША – плохие (В связи с тем, что исторический этатизм в США не весьма развит, беднягам приходиться изощряться). Поэтому автор пишет, что Отцы-Основатели всё же сознавали вредоносность института рабства и признавали, что «все люди сотворены равными», в отличие от деятелей КША, которые с самого начала прокламировали себя ( и записали в свою Конституцию) расистами и рабовладельцами:
«….The founding documents of the Confederacy, under which the purported citizens of that entity lived, just as Americans live under the Declaration of Independence and the Constitution, announced that African slavery would form the "cornerstone" of the country they would create after winning the Civil War. In 1861, a few weeks before the war began, Alexander Stephens, the vice-president of the Confederacy, put things plainly:
The new constitution has put at rest, forever, all the agitating questions relating to our peculiar institution- African slavery as it exists amongst us-the proper status of the negro in our form of civilization. This was the immediate cause of the late rupture and present revolution. Jefferson in his forecast had anticipated this as the "rock upon which the old Union would split." He was right. . . . The prevailing ideas entertained by him and most of the leading statesmen at the time of the formation of the old constitution, were that the enslavement of the African was in violation of the laws of nature; that it was wrong in principle, socially, morally, and politically. . . . Those ideas, however, were fundamentally wrong. They rested upon the assumption of the equality of races. This was an error.
<…>
The problem with the Confederacy is not just that its leaders owned slaves. The problem is that they tried to destroy the Union and did so in adherence to an explicit doctrine of slavery and white supremacy. By contrast, the founding generation, for all its faults, left behind them principles and documents that have allowed American society to expand in directions opposite to the values of the South's slave society and the Confederacy»
«…Основополагающие документы КША, которые должны были определять жизнь её подданных так же, как жизни граждан США определяют Декларация Независимости и Конституция, провозглашали, что рабство является «угловым камнем» их государства, которое будет создано после Гражданской войны. В 1861 году, за несколько недель до начала войны вице-президент США Александр Стивенс назвал вещи своими именами:
«Новая конституция навсегда покончит со всеми вопросами, связанными с нашим домашним институтом – рабством африканцев в том виде, в каком оно существует среди нас – статус негров в качестве вещи в нашей форме цивилизации. Этот вопрос был непосредственной причиной смут прошедших десятилетий и нынешней революции. Джефферсон предсказал, что этот вопрос «скала, которая разделится под Союзом». Он был прав. <…> Господствующей идеей его лично и большинства государственных деятелей тех времён, времён создания старой конституции, была та, что порабощение африканцев является нарушением законов природы; это было принципиально неверно, социально, морально и политически неверно <….> Эти идеи были в корне ошибочны. Они основывались на признании равенства рас. Это было ошибкой»
<…>
Проблема с Конфедерацией заключается не в том, что её лидеры были рабовладельцы, а в том, что они пытались разрушить Союз, основываясь на доктрине рабовладения и белого супрематизма. Отцы же Основатели, наоборот, несмотря на свои ошибки, оставили нам в наследство принципы и документ, которые направили американское общество в направлении прямо противоположном ценностям рабовладельческого Юга и Конфедерации».
Обращу внимание читателей на следующий факт: уважительное отношение автора к читателям, в том числе и враждебного направления. Автор говорит, что основная масса тех, кто использует флаги КША и испытывают скептицизм относительно переноса памятников тому же Ли, вовсе не расисты, а эту символику используют потому что не знают о действительном деле, которые прикрывали эти флаги и проч. Разительный контраст относительно следующих статей.
Вторая статья: «От нацизма к никогда снова» известного историка Ричарда Эванса. Она описывает тернистый путь «исторической политики» ФРГ: от мнения половины респондентов в Западной Германии в 1949, что нацизм был «хорошей идеей, но с негодными средствами» (An opinion poll carried out in West Germany in 1949 revealed that half the population considered Nazism to be "a good idea, badly carried out." ) до нынешних «Добро пожаловать, беженцы». Перелом, по мнению, автора, случился в 1960-е годы, его основные вехи связаны с процессом над Эйхманом, во время которого на свет Божий вышло много разной интересной информации, студенческие бунты 1968 года, канцлерство Брандта. Окончательно это «покаяние» победило в 1990х годах, когда появились исследования о роли докторов в умерщвлении умственно-отсталых, о роли академического сообщества, разрабатывавшего планы ликвидации евреев, славян, цыган и прочих, судейского корпуса. Как пишет автор, «…к концу 1990-х годов большинство немцев поверило в то, что их страна несёт наибольшую долю ответственности за истребление 6 миллионов европейских евреев». Понятно, что сейчас «…ни АдГ, ни ПЕГИДа не могут поколебать немецкий консенсус относительно нацистского прошлого».
Разумеется, что в том, что именно в восточной части Германии сильны вышеупомянутые партии Эванс косвенно возлагает на ГДР: «In the East, the country's new Stalinist leaders wanted the public to identify with the memory of the communist resistance to Nazism, which had been real enough, but which the authorities massively exaggerated. As a result, East Germans were not really forced to face up to their involvement in the crimes of Nazism at all»( «На востоке новые сталинистские лидеры желали, чтобы общество идентифицировало себя с коммунистическим сопротивлением нацизму, которое действительно существовало, но чей масштаб власти громадно преувеличивали. В результате восточные немцы вовсе не были в действительности поставлены перед фактами своего участия в преступлениях нацизма»).
Третьей статьёй идёт «Не говори, память: как Россия репрессирует своё прошлое» заместителя главы общества «Мемориал» Никиты Петрова о «реабилитации сталинизма в России». Автор жалуется на то, что «Каждой весной портреты диктатора украшают автобусы, едущие по улицам русских городов»(дословно!), что государственная власть отошла от прямоты времён Горбачёва и Ельцина, а вместо этого двусмысленно не говорит ни нет, ни да, на то, что «россиян склонны к патернализму» и вообще «..рабская ментальность остаётся глубоко укоренённой в русских мозгах, вместе с латентным монархизмом и патернализмом» (…slave mentality remains deeply ingrained in Russian minds, along with a latent monarchism and paternalism). Примечательно, что признаком «рабской ментальности» автор считает следующее: «… [советское образование учило, что] советские люди превосходят граждан западных держав. Каждый русский, старше определённого возраста знает следующие лозунги: «Наша система является лучшей и самой справедливой. Мы идём самым верным путём, указывая путь остальному человечеству». Я не самый большой знаток рабовладельческого хозяйства, стыдно сказать, не читал ни Варрона, ни Колумеллу, однако, опираясь на свой опыт читателя, могу сказать, что рабов, настоящих, а не метафоры, обычно мотивируют больше похлёбкой, чем указанием на то, что система данных конкретных италийских латифундий более передовая и производительная, чем сирийская, например (рабовладельцы, как люди практичные, больше полагаются на плеть, кандалы и надсмотрщиков, чем на красивые слова – полагаю, люди, вызволенные с пресловутых дагестанских кирпичных заводов, могут это подтвердить). Хотя, конечно, цитированным выше лозунгам до лозунгов истинно-свободных людей вроде «Мы не верим ни во что, кроме силы нашего орудия и нашей храбрости, и нам не на что жаловаться», «Я прошёл теми морями, где никто не ходил, поэтому всё здесь – моё», «Мы не воруем, а отнимаем, и это дело достойное мужчины»( афоризмы викингов) и впрямь далековато, этого не посмеет отрицать даже лжец. И в таком тоне выдержана вся статья. Бедные американские читатели.
Четвёртая статья – Китайское прикрытие: как коммунисты переписывают историю» Шелла Орвилля – посвящена, как несложно догадаться из названия, Китаю. Если вкратце, то автор чрезвычайно недоволен тем фактом, что «…на улицах любого китайского города не найти плакатов на местах массовых арестов, статуй, посвящённых жертвам гонений, монументов, воздвигнутых в честь тех, кто погиб после того, как был назначен в «классовые враги»». (…the streets of any Chinese city today will find no plaques consecrating the sites of mass arrests, no statues dedicated to the victims of persecution, no monuments erected to honor those who perished after being designated "class enemies.") В общем, это сильно напоминает претензии Эгисфа из «Мух» Ж.-П. Сартра к нормальным греческим городам, если бы первый был озабочен вопросами внешней политики. Походя Орвилл цитирует слова бибисишного корреспондента, что КНР – «Народная Республика Амнезии»( Забавно, насколько слово амнезия влечёт акул пера: например, американский писатель Гор Видал окрестил свою страну «Соединёнными Штатами Амнезии») , разумеется, что автор весьма одобрительно цитирует китайского «диссидента» Лю Сяобо. «В общем, понятно, с фрагментом как обычно»(С.О. Рокдевятый)
Пятой идёт статья «Ничто не прощено: ЮАР и шрамы апартеида». Автор –Sisonke Msimang (я не знаю, как это правильно транслитерировать на русский) Она начинается с грустной истории о том, как одного из активистов против апартеида в 1970-е годы забрали на подвал, потом он «покончил жизнь самоубийством», а через 47 лет Верховный Суд ЮАР признал, что это таки было убийство. Затем говорится, что сей процесс напомнил многим гражданам ЮАР о том, что процесс по правде-и-примирению «неадекватный» (дословно) и вообще, что как при апартеиде было чёрное бедное большинство, так и осталось, а белые как сохраняли привилегированное положение, так и сохраняют. Затем кратко рассказывается история ЮАР при апартеиде (пикантный факт: достаточно оказалось довольно слабых «международных санкций», несравнимых не то что с северокорейскими, но и с иранскими, в сочетании с шутовскими «уличными протестами» чтобы ЮАР к середине 1980-х годов стала «практически неуправляемой», а в 1985 году было введено состояние Чрезвычайного Положения, а к концу десятилетия, как пишет автор the country was burning.) В таких условиях сами вожди апартеида дали команду на его установку и постепенную передачу власти умеренному крылу АНК и Нельсону Манделе. Ну, и сам Нельсон сделал всё, от него зависящее, чтобы процесс «правды-и-примирения» оставался под контролём, вплоть до достаточно широкого применения амнистии к спецслужбистам времён апартеида: например, к Дирку Кутзее (Dirk Coetzee), который во времена оны пытал и убивал борцов против апартеида и глумился над трупами некоторых из них. Затем говорится, что действительное решение этой проблемы невозможно без исправления экономических перекосов, что ежедневно в ЮАР проходит 60 акций протеста, что огонь чёрной критики направлен на тех чёрных лидеров, кто заключил соглашение 1994 года, которые не смогли ни наказать преступников времён апартеида, ни решить социально-экономические проблемы. Завершается текст следующими довольно грозными словами: «Многие южноафриканцы признают, что когда придёт Справедливость, то она будет одета в цвета возмездия. Это не является неизбежным, но чтобы пожар был предотвращён, будущему поколению политиков понадобится мужество и верность. И на этот раз они не должны потакать страхам немногих за счёт нужд многих».
Шестая статья: «Восстановление Руанды: когда воспоминания – это официальная политика» авторства Фила Кларка. Я не очень разбираюсь в руандийской теме, она мне не интересна от слова «совсем», поэтому содержание этой статьи я изложу очень кратко: говорится о том, что под руководством нынешнего руандийского президента конструируется идентичность руандийцев (Rwandaness), кигалийское правительство не дискриминирует никого, обе этнические общности постепенно примиряются, заключают межнациональные браки и т.д и т.п.; с похвалой говорится о роли нынешнего руандийского президента, вплоть до одобрения его желания идти на третий срок вопреки руандийской Конституции.