Я не понимаю, какое отношение вызовы кого-то кем-то на дуэль, которые Вы настойчиво вспоминаете, имеют к факту совершения теньентом Сэ воинского преступления - оскорбления старшего по званию.
Но на всякий случай повторю еще раз:
Теньент Сэ виновен не в том, что Ричард Окделл вызвал на дуэль Рокэ Алву, не в том, что Понси доносил, и не в том, что Придд не доносил - а в том, что он совершил преступление, заключавшееся в оскорблении старшего по званию. Так моя мысль более понятна?
Точно так же гипотетический теньентик, который, скажем, из благородных побуждений после Мельникова луга начал бы прилюдно честить маршала фок Варзов трусом и дураком, был бы виновен не в покушении на дворянскую честь маршала, а в преступлении против воинской дисциплины и порядка управления. Несовместимом ни с офицерским чином, ни с дворянским достоинством (а в моем представлении в таком случае - и с правом такого теньентика на жизнь. Но последнее для случая г-на Сэ уж слишком сурово).
Фок Варзов мог, конечно, в таком случае вызвать теньентика. Как и Придд вызвал. Но реабилитацией теньентика это не являлось бы и от наказания властью, на чьи законы он покусился, не избавило бы. И Арно спасла снисходительность власти, а не вызов от Придда - но менее гнусным и преступным его поступок от этого не стал.
Да, Арно повезло - он вообще из счастливых обладателей от рождения серебряной ложечки во рту. И Придд не из доносчиков, и Ариго с Райштайнером отнеслись к распустившему хвост теньентику снисходительно - так что отделался Арно только дурацким обещанием (которое, впрочем, ему тоже готовы простить) и чувством стыда за свою гнусную выходку (которым он, впрочем, не слишком мучается. Так что скорее, тут ни стыда, ни раскаяния - а так, легкий конфуз. Он даже, возможно, не замечает сходства своего поведения в этой истории с поведением неприятного ему Дурзье. Поэтому я и говорю, что мало-мальски достойным человеком калибра Ариго, Придда, Руперта или, скажем, Робера, Дювье или покойного виконта Лара он в лучшем случае может стать когда-нибудь потом. В будущем. Пока он еще достойным людям разве что в подметки годится).
Может, в данном случае везение и снисходительность окружающих и пошли Арно впрок. Пока не знаю. Но пояснить, отчего он в норме за свое преступление должен был быть наказан, могу.
Представьте себе, что Ариго с Райнштайнером опоздали бы, и распетушившийся юный гаденыш добился бы своего и убил бы Придда. Что тогда? Тоже рассуждения о правах и равенстве, Понси и Окделлах? Или Вы бы в этом случае согласились с тем, что Арно заслужил если не петли, то стенки?
И поэтому, с учетом ничтожности оснований для своего поведения и возможных его последствий, для меня Арно времен вызова Придда - это безмозглое самовлюбленное дрянцо с "бла-ародными" помыслами. Получше, конечно, Дарзье или Колиньяра-младшего - у этих при внешнем сходстве поведения "бла-ародством" помыслов и не пахло - но не дотянувшее до такого же "бла-ародного" Феншо-Тримейна. Тот тоже имел основания для своих мыслей и своего поведения, тоже на этих основаниях совершил, мягко говоря, неблаговидный и неразумный поступок - вот только так легко отделаться, как у Арно, не получилось, и расплатился Феншо не несъеденной шляпой, легким полузабытым конфузом и подтруниванием матери, а несколько большими неприятностями.
Нынче, конечно, повторюсь, Арно заметно получшел и уже местами и в чем-то на человека становится похожим. "С большим потенциалом морального и интеллектуального развития".
Ну, и вывод. Если нынче оказалось, что из Арно может все же в перспективе вырасти когда-нибудь что-то относительно приличное, то может, действительно нехорошо убивать Дарзье, неправ был Алва, расстреляв Феншо, а Капрас - застрелив Пургата? Может, и они могли бы когда-нибудь при случае подать надежды стать в перспективе более или менее умными и порядочными людьми без наглой самоуверенности?