На этих зимних праздниках устроил себе массовый просмотр старых фильмов. Среди прочего пересмотрел (уже лет десять не видел) чёрно-белый вариант «Обыкновенного чуда» (1964 год). Все знают этот фильм в неудачной постановке Марка Захарова, тем более обидно, что вариант Эраста Гарина оказался незаслуженно забытым.
Прекрасен сам Гарин в роли Короля. Он настолько убедителен в этой роли, что кажется, что она написана специально для него. Леонов пытался ему подражать (уж не знаю, специально или нет). Выглядело это не очень хорошо. Другие актёрские работы в фильме Гарина ничуть не хуже. В захаровской постановке много эмоций, много шума, каждый из главных героев тянет одеяло на себя. Здесь же актёры дополняют друг друга. Министру-администратору не нужно зверски кривляться (как Миронову), чтобы изобразить из себя неприятного типа. Волшебник здесь предстаёт весельчаком и балагуром, умело сдерживающим свою печать, а не возвышенным и непонятым окружающими типом. Песен нет и слава богу! Декораторы постарались на славу, в результате чего на протяжении большей части картины нет впечатления, что фильм снимался в СССР. Для дома Волшебника использована какая-та немецкая усадьбе (видимо из числа тех, что сохранились в Прибалтике). Король и его свита передвигаются на каретах и ретро-автомобилях. Самого короля обрядили в килт, а Принцесса перед побегом одевает сомбреро. Правда окончание фильма снималось в Крыму (и это очень заметно), но и здесь создатели фильма умудрились похулиганить, так что в конце фильма Принцесса и Медведь уходят в даль по современному асфальтовому шоссе.
Экранизация 1964 года менее пафосная, менее звёздная по составу, более камерная, более театральная и гораздо более душевная. Этому фильму чудовищно не повезло, ибо он остался обделён любовью зрителей. Тем не менее это очень хорошее кино и идеальная экранизация пьесы Шварца.