Всё, кончаю с первой частью выставки по Эдо в Пушкинском. На прощание будет "Большая волна в Канагаве" Хокусая, куда же без неё?
神奈川沖浪裏, "Канагава оки намиура", 1832. "Большая волна" открывает серию "Тридцать шесть видов Фудзи", и Фудзи на ней есть, по самому центру. У нас про неё нередко пишут, как про цунами, но нет, это ветровая волна: цунами шло бы валом, а гребень на нём поднялся бы ближе к берегу. А тут – обычный сильный шторм, баллов 10 по шкале Бофорта (
"Очень высокие волны с длинными загибающимися вниз гребнями, образующаяся пена выдувается ветром большими хлопьями в виде густых белых полос, поверхность моря белая от пены" – всё так и есть). Волны при десятибальном шторме достигают 9–12 метров высоты, и этот размер отлично соотносится с длиной застигнутых ветром больших лодок oshiokuri-bune, на которых возили живую рыбу на рынки Эдо... И, если присмотреться, гравюра вдруг оказывается не про Фудзи, и даже не про волну, а про вцепившихся в борта рыбаков, бессильных перед вставшим на дыбы морем.
...Копий "Большой волны" было напечатано много, несколько тысяч. Но эталонными считаются только экземпляры из первого тиража, не более 200 листов – после доска поизносилась, и качество изображения заметно упало. Конечно, японцы привезли один из эталонов, со всеми проработавшимися мелкими деталями. Тут качество упало уже на фотографиях, но посмотрите: у каждого человека есть лицо, хотя бы глаза. И что я ни разу не видал на репродукциях (и тут у меня тоже не вышло), так это потрясающе настоящий цвет морской воды, слегка просвеченной насквозь в поднявшейся волне...
И на этой я пока(?) прощаюсь с выставкой. Конечно, я думаю попасть на вторую её часть, но не знаю, получится ли про неё подобный рассказ (честно говоря, я с ним немножко замотался). Такие дела.