Расширенный поиск  

Новости:

На сайте - обновление. В разделе "Литература"  выложено начало "Дневников мэтра Шабли". Ранее там был выложен неоконченный, черновой вариант повести, теперь его заменил текст из окончательного, подготовленного к публикации варианта. Полностью повесть будет опубликована в переиздании.

ссылка - http://kamsha.ru/books/eterna/razn/shably.html

Автор Тема: Последние преимущества литературного слова  (Прочитано 2416 раз)

zloradovich

  • Граф
  • ****
  • Карма: 88
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 422
  • У меня нет ничего кроме логики
    • Просмотр профиля

   Была у нас тема о бумажных книгах и упадке книгоиздания. Но в этот раз хочется поговорить о судьбе книг вне зависимости от свойств носителя.
   Для человеческой цивилизации слова имеют фундаментальное значение, ведь развитие общества началось с умения говорить, рассказывать истории, а дальше развитие продолжилось с умением записывать рассказанное.
   Новые виды развлечений в наше время имеют преимущества над художественной литературой, сильно ее потеснили. Не просто книгам тягаться с фильмами и компьютерными играми. Кстати, доходы от индустрии компьютерных игр уже значительно превзошли доходы от кинопроката, я уж не говорю про устаревающее телевидение.
   На другом форуме я расуждал о пользе компьютерных игр, но о книгах тоже не хочу забывать.
   Что же в книгах может быть такого, чего нет в кино и компьютерных играх?
   Многие авторы советовали начинающим писателям "показывай, а не рассказывай!", советовали писать так, чтобы читатель зримо представлял происходящее в книге. Но кино и видеоигры гораздо сильнее в умении показывать картинку, а с нынешними видеоэффектами они могут показать всё. Конкурировать с ними в этом почти безнадежно.
   Есть еще прикосновения. Но уже разрабытываются средства виртуальной реальности имитирующие прикосновения в компьютерных играх. Вы сможете трогать предметы, а монстры смогут пощупать вас...
так что тактильные ощущения вскоре тоже станут сильной стороной компьютерных игр.
   Юрий Никитин советовал начинающим писателям больше внимания уделять запахам и вкусу. Предоставить зрителю запах и вкус еще долго не сможет ни один фильм и ни одна компьютерная игра, там с этим принципиальные сложности. А вот автор книги может изобразить эти ощущения в тексте словами.
   Еще у книги есть преимущество, что она напрямую может обращаться к логике. Хотя это противоречит совету "показывать", но не все можно показать на экране.
   Вспомним перумовскую первую "Гибель Богов". Эту книгу невозможно дословно экранизировать, особенно путь Хедина сквозь миры. Если это просто показать как кино то будет просто мельтешение кадров, не раскрывающее устройство мира, что-то вроде очередных кинокомиксов с полётами и телепортациями.
   Еще чуть не забыл, что в книге автор может напрямую говорить о эмоциях персонажа. В кино и играх эмоции показывают со стороны, но иногда бывает нужно приходится раскрыть их изнутри.
   Разумеется, что в книге автор может показать красоту и образность речи, что имеет повышенное значение для людей аудиовизуальной наклонности, это само собой разумеется.
   Итак, о какие еще преимуществах литературного слова над другими видами исскуства кто может рассказать?   
« Последнее редактирование: 02 Ноя, 2019, 16:53:04 от zloradovich »
Записан

prokhozhyj

  • Естествоиспытатель
  • Хранитель
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 9029
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 14981
  • Без звериной серьёзности.
    • Просмотр профиля
    • Заметки на обочине


В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орёл не взмахивал крылами,
Звёзды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому, что все оттенки смысла
Умное число передаёт.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчёлы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

Н.Г., 1919.
Записан
Я повидал морское дно,
Оно печально и темно,
И по нему, объят тоской,
Лишь таракан ползёт морской...

passer-by

  • Герцог
  • *****
  • Карма: 9222
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 13994
  • Я вольный воробей на ветке, от указаний отвернусь
    • Просмотр профиля

Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

Иван Бунин

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Анна Ахматова

Как лишний вес мешает кораблю,
Так лишние слова вредят герою.
Слова "Я вас люблю" звучат порою
Сильнее слов "Я очень вас люблю".

Самуил Маршак
Записан
"Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим,-
Потому, что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!" (с)
"Но разве тот, кто трусит глубины,
Найдет свою сияющую пристань?" Марриэн
Είναι ανώτερη σοφία να μπορείς να ξεχωρίζεις το καλό απ' το κακό

zloradovich

  • Граф
  • ****
  • Карма: 88
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 422
  • У меня нет ничего кроме логики
    • Просмотр профиля

    prokhozhyj, да Гумилев был прекрасно осведомлен, что древние придавали большое значение словам. Они строго следили за неизменностью языка, некоторые отголоски этого охранительства сохраняются до сих пор.
    passer-by, ах, вы напомнили мне наши рассуждения на прежнем форуме про бумажные книги. Слишком недолговечна электронная информация, а каменные скрижали с высечеными словами слишком тяжелые и непрактичные... вот такая печаль.   :-\
    А стихи красивые.
Записан

Colombo

  • Строители
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5012
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 11349
  • поручник
    • Просмотр профиля

Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Это не о красоте и не о важности, это о действенности. Ну а если это стихи...

...Ноги черные сложив, как горелый крендель,
На земле сидит факир - заклинатель змей.
Встала кобра как цветок, и на пестрой флейте
Песню скорби и любви он играет ей.

Точно бусы в три ряда, у него на шее
Спит гремучая змея; зло приглохло в ней.
Властью песни быть людьми могут даже змеи,
Властью песни из людей можно делать змей.

Новелла Матвеева, "Песни Киплинга"
http://www.bards.ru/archives/part.php?id=8847
Записан
Правда обычно хороша. Ложь порой превосходна. Смесь того и другого всегда отвратительна.
Ниро Вулф

zloradovich

  • Граф
  • ****
  • Карма: 88
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 422
  • У меня нет ничего кроме логики
    • Просмотр профиля

   Colombo, вера в сверхъестественную силу слова это отголосок первобытного магического мышления. Кстати, в фэнтези это весьма уместно и часто используется.
   Вот, к примеру, в серии книг об Эрагоне. Там, если узнать особое название предмета на магическом языке то можно им управлять. А уж представления о том, что узнав тайное имя демона или какого другого духа можно им командовать - это вообще классика.
Записан

Colombo

  • Строители
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5012
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 11349
  • поручник
    • Просмотр профиля

   Colombo, вера в сверхъестественную силу слова это отголосок первобытного магического мышления. Кстати, в фэнтези это весьма уместно и часто используется.
   Вот, к примеру, в серии книг об Эрагоне. Там, если узнать особое название предмета на магическом языке то можно им управлять. А уж представления о том, что узнав тайное имя демона или какого другого духа можно им командовать - это вообще классика.
Спасибо за справку. Я говорил не о сверхъестественных силах, а о действенности слова. Она, вообще говоря, не требует мистики и чертовщины, заклинаний и прочего. Да и тема у нас, напомню, о литературном слове. А что касается истинных имен (например, в Земноморье), это совершенно о другом.
Записан
Правда обычно хороша. Ложь порой превосходна. Смесь того и другого всегда отвратительна.
Ниро Вулф

zloradovich

  • Граф
  • ****
  • Карма: 88
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 422
  • У меня нет ничего кроме логики
    • Просмотр профиля

   Многое зависит и от читателя. Очень похоже, что умение читать произошло от умения разгадывать цепочки следов на снегу. Или на песке. Читатель - это следопыт книжных страниц. Слишком простым этот путь не должен быть, но автор, запутывая многобуквенные следы, должен учитывать, чтобы читатель совсем не заблудился.
   
    Был один недолгие период, когда бумажную книгу пытались сделать наподобие интерактивной, как компьютерную игру. Кто помнит такие книги? Там на каждой странице вырианты выбора, которые бы вы сделали на месте главного героя и ссылки на другие страницы, соответствующие выбору. Помню такую книгу "Три дороги" про Конана и про перумовского Хагена.
   А в Японии еще долго существовали текстовые компьютерные игры, там надо было делать выбор и переходить к следующему куску текста, чтобы создавалась иллюзия, что влияете на происходящее в книге. С минимальными знаниями такое мог любой соорудить на основе обычного HTML со ссылками со страниц на страницы, если хватало терпения. 

Записан

Fiametta

  • Поэтическая натура
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 537
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2321
  • Я не изменил(а) свой профиль!
    • Просмотр профиля

И я помню книжки Браславского (одна - "Подземелья черного замка"). Еще я брала в библиотеке несколько таких английских книжек.
Записан
Ты хочешь меду, сын?  - так жала не страшись;
Венца победы? - смело к бою!
Ты перлов жаждешь? - так спустись
На дно, где крокодил зияет под водою.
Не бойся! Бог решит. Лишь смелым он отец.
Лишь смелым перлы, мед, иль гибель... иль венец.

Павел Парвус

  • Не вольный стрелок
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 929
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 2761
  • Что чувствуешь стреляя в людей? Отдачу
    • Просмотр профиля

   Была у нас тема о бумажных книгах и упадке книгоиздания. Но в этот раз хочется поговорить о судьбе книг вне зависимости от свойств носителя.
   Для человеческой цивилизации слова имеют фундаментальное значение, ведь развитие общества началось с умения говорить, рассказывать истории, а дальше развитие продолжилось с умением записывать рассказанное.
   ...
   Разумеется, что в книге автор может показать красоту и образность речи, что имеет повышенное значение для людей аудиовизуальной наклонности, это само собой разумеется.
   Итак, о какие еще преимуществах литературного слова над другими видами исскуства кто может рассказать?

Эээх. Нынешним авторам Ворд бы освоить. Да падежи с запятыми сберечь...
Записан
Я и был сержантом.
Лучшим долбаным сержантом
в этой долбаной армии

Б. Корнвелл, "Стрелки Шарпа@

zloradovich

  • Граф
  • ****
  • Карма: 88
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 422
  • У меня нет ничего кроме логики
    • Просмотр профиля

   Еще так же предвидится упадок переводной литературы. Раньше, когда книги печатались, над текстом работали профессиональные переводчики. Остаются только любители, которые потихоньку переводят бесплатно, пока не надоест.
   Поэтому многим проще пользоваться компьютерным переводом, хотя качество текста там специфическое.  :o Лет десять назад над каждой страничкой электронного перевода можно было обхохотаться, такой бред выдавал, что смех не остановить. Сейчас качество перевода повысилось, но поводов для смеха и недоумения еще много. Литературность текста для компьютера в ближайшее время не достижима вне зависимости от их мощности, причины там принципиально другие, хотя возлагаются надежды на семантические сети.

   
Записан

zloradovich

  • Граф
  • ****
  • Карма: 88
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 422
  • У меня нет ничего кроме логики
    • Просмотр профиля

    В последние годы почти зачахли форумы, где текстовое общение. Люди предпочитают не читать, а смотреть видеоблогеров.
    Это не совсем хорошо. Проблема видеообщения в его же преимуществах. Дело в том, что человек инстинктивно больше обращает внимание не на то, о чем говорят, на на то кто и как говорит. То есть обращает больше внимание на форму, а не на содержание.
    Таким образом мы возвращаемся во времена древнего Рима, где слушали ораторов, соревновавшихся в обаятельности и красноречии. Внешность и энергичность оратора зачастую затмевает содержание его речи, а теперь еще в видео добавились яркие спецэффекты. Зачастую потом у зрителя остается ощущение, что видео понравилось, но смысл, о чем там говорилось, он с трудом припоминает.
    В тексте мы не видим недостатков собеседника. Бывает так, что кто-то вслух двух слов связать не может, но проявляет красноречие письменно, умеет донести идею. Теперь такие затерялись в пыли полузаброшенных форумов.
    Так что с благодарностью помянем начало интернета, которое ненадолго дало преимущества текстовому общению интеллектуалов.
Записан

Colombo

  • Строители
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5012
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 11349
  • поручник
    • Просмотр профиля

    В последние годы почти зачахли форумы, где текстовое общение. Люди предпочитают не читать, а смотреть видеоблогеров.
    Это не совсем хорошо. Проблема видеообщения в его же преимуществах. Дело в том, что человек инстинктивно больше обращает внимание не на то, о чем говорят, на на то кто и как говорит. То есть обращает больше внимание на форму, а не на содержание.
    Таким образом мы возвращаемся во времена древнего Рима, где слушали ораторов, соревновавшихся в обаятельности и красноречии. Внешность и энергичность оратора зачастую затмевает содержание его речи, а теперь еще в видео добавились яркие спецэффекты. Зачастую потом у зрителя остается ощущение, что видео понравилось, но смысл, о чем там говорилось, он с трудом припоминает.
    В тексте мы не видим недостатков собеседника. Бывает так, что кто-то вслух двух слов связать не может, но проявляет красноречие письменно, умеет донести идею. Теперь такие затерялись в пыли полузаброшенных форумов.
    Так что с благодарностью помянем начало интернета, которое ненадолго дало преимущества текстовому общению интеллектуалов.
"Правда есть, но логику найду ли?" - строка Матвеевой, навеяно подписью под аватаром.
  Текущее полусонное состояние данного форума может иметь несколько причин, и вряд ли главная из них - соблазн видеоблогеров. Вообще судить за всех людей не совсем верно, у кого-то может просто не быть достаточно времени, чтобы залипать на видео. А как я в молодости залипал на "Москве и москвичах" Гиляровского... Ну да, были бы в то время блоги... Блоги, кстати, были - те же "Дневники" Достоевского, тоже масса суждений, ничем особо не подкрепленных. Но Достоевскому хотя бы за них платили.
   По существу же - человек думает словами, причем обычно либо на родном языке, либо на знакомом в какой-то степени. Отсюда и знаменитое "Мир есть текст". Хотя есть мнение, что он - театр. :)   
Записан
Правда обычно хороша. Ложь порой превосходна. Смесь того и другого всегда отвратительна.
Ниро Вулф

zloradovich

  • Граф
  • ****
  • Карма: 88
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 422
  • У меня нет ничего кроме логики
    • Просмотр профиля

   Colombo,
   я в большей степеи даже не про этот форум. Здесь еще есть тепло и жизнь, но бываю и на таких, где теперь тишина и паутина.
Записан

Tany

  • Росомахи
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 10067
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 14757
  • И это пройдет!
    • Просмотр профиля

Кто-то из завсегдатаев этого форума высказал мнение, что обычный век форума 5-7 лет. Так что приятно: человек ошибся минимум на десятилетие. Случайные попутчики отсеялись, часть старых друзей тоже канули в Лету, но те, что остались, именно те самородки, оседающие при промывке золота на дне сита. Люди продолжают выкладывать стихи и прозу, иногда возникают забавные дискуссии и интересные игры... На других литературных форумах много хуже. Книги Хозяйки читают  те, кто ценит Текст. Экранизация несколько оживила общение, но, смею надеяться, первопричина все же не в ней. Главное - книги и личность Автора.
Записан
Приятно сознавать себя нормальным, но в нашем мире трудно ожидать, что сохранить остатки разума удастся.
Yaga