Расширенный поиск  

Новости:

Итак, переезд состоялся :)  Неизбежные проблемы постараемся решить побыстрее. Старый форум доступен по ссылке kamsha.ru/forum

Автор Тема: Последние преимущества литературного слова  (Прочитано 275 раз)

zloradovich

  • Барон
  • ***
  • Карма: 38
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 137
  • Я не изменил(а) свой профиль!
    • Просмотр профиля

   Была у нас тема о бумажных книгах и упадке книгоиздания. Но в этот раз хочется поговорить о судьбе книг вне зависимости от свойств носителя.
   Для человеческой цивилизации слова имеют фундаментальное значение, ведь развитие общества началось с умения говорить, рассказывать истории, а дальше развитие продолжилось с умением записывать рассказанное.
   Новые виды развлечений в наше время имеют преимущества над художественной литературой, сильно ее потеснили. Не просто книгам тягаться с фильмами и компьютерными играми. Кстати, доходы от индустрии компьютерных игр уже значительно превзошли доходы от кинопроката, я уж не говорю про устаревающее телевидение.
   На другом форуме я расуждал о пользе компьютерных игр, но о книгах тоже не хочу забывать.
   Что же в книгах может быть такого, чего нет в кино и компьютерных играх?
   Многие авторы советовали начинающим писателям "показывай, а не рассказывай!", советовали писать так, чтобы читатель зримо представлял происходящее в книге. Но кино и видеоигры гораздо сильнее в умении показывать картинку, а с нынешними видеоэффектами они могут показать всё. Конкурировать с ними в этом почти безнадежно.
   Есть еще прикосновения. Но уже разрабытываются средства виртуальной реальности имитирующие прикосновения в компьютерных играх. Вы сможете трогать предметы, а монстры смогут пощупать вас...
так что тактильные ощущения вскоре тоже станут сильной стороной компьютерных игр.
   Юрий Никитин советовал начинающим писателям больше внимания уделять запахам и вкусу. Предоставить зрителю запах и вкус еще долго не сможет ни один фильм и ни одна компьютерная игра, там с этим принципиальные сложности. А вот автор книги может изобразить эти ощущения в тексте словами.
   Еще у книги есть преимущество, что она напрямую может обращаться к логике. Хотя это противоречит совету "показывать", но не все можно показать на экране.
   Вспомним перумовскую первую "Гибель Богов". Эту книгу невозможно дословно экранизировать, особенно путь Хедина сквозь миры. Если это просто показать как кино то будет просто мельтешение кадров, не раскрывающее устройство мира, что-то вроде очередных кинокомиксов с полётами и телепортациями.
   Еще чуть не забыл, что в книге автор может напрямую говорить о эмоциях персонажа. В кино и играх эмоции показывают со стороны, но иногда бывает нужно приходится раскрыть их изнутри.
   Разумеется, что в книге автор может показать красоту и образность речи, что имеет повышенное значение для людей аудиовизуальной наклонности, это само собой разумеется.
   Итак, о какие еще преимуществах литературного слова над другими видами исскуства кто может рассказать?   
« Последнее редактирование: 02 Ноя, 2019, 16:53:04 от zloradovich »
Записан

prokhozhyj

  • Естествоиспытатель
  • Хранитель
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5944
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 11269
  • Без звериной серьёзности.
    • Просмотр профиля
    • Заметки на обочине


В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орёл не взмахивал крылами,
Звёзды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому, что все оттенки смысла
Умное число передаёт.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчёлы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

Н.Г., 1919.
Записан
Я повидал морское дно,
Оно печально и темно,
И по нему, объят тоской,
Лишь таракан ползёт морской...

passer-by

  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5654
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10330
  • Я вольный воробей на ветке, от указаний отвернусь
    • Просмотр профиля

Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

Иван Бунин

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Анна Ахматова

Как лишний вес мешает кораблю,
Так лишние слова вредят герою.
Слова "Я вас люблю" звучат порою
Сильнее слов "Я очень вас люблю".

Самуил Маршак
Записан
"Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим,-
Потому, что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!" (с)
"Если взлететь, то, в общем, не важно, больно ли падать". Leana
Είναι ανώτερη σοφία να μπορείς να ξεχωρίζεις το καλό απ' το κακό

zloradovich

  • Барон
  • ***
  • Карма: 38
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 137
  • Я не изменил(а) свой профиль!
    • Просмотр профиля

    prokhozhyj, да Гумилев был прекрасно осведомлен, что древние придавали большое значение словам. Они строго следили за неизменностью языка, некоторые отголоски этого охранительства сохраняются до сих пор.
    passer-by, ах, вы напомнили мне наши рассуждения на прежнем форуме про бумажные книги. Слишком недолговечна электронная информация, а каменные скрижали с высечеными словами слишком тяжелые и непрактичные... вот такая печаль.   :-\
    А стихи красивые.
Записан

Colombo

  • Герцог
  • *****
  • Карма: 3564
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 6296
  • поручник
    • Просмотр профиля

Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Это не о красоте и не о важности, это о действенности. Ну а если это стихи...

...Ноги черные сложив, как горелый крендель,
На земле сидит факир - заклинатель змей.
Встала кобра как цветок, и на пестрой флейте
Песню скорби и любви он играет ей.

Точно бусы в три ряда, у него на шее
Спит гремучая змея; зло приглохло в ней.
Властью песни быть людьми могут даже змеи,
Властью песни из людей можно делать змей.

Новелла Матвеева, "Песни Киплинга"
http://www.bards.ru/archives/part.php?id=8847
Записан
Правда обычно хороша. Ложь порой превосходна. Смесь того и другого всегда отвратительна.
Ниро Вулф

zloradovich

  • Барон
  • ***
  • Карма: 38
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 137
  • Я не изменил(а) свой профиль!
    • Просмотр профиля

   Colombo, вера в сверхъестественную силу слова это отголосок первобытного магического мышления. Кстати, в фэнтези это весьма уместно и часто используется.
   Вот, к примеру, в серии книг об Эрагоне. Там, если узнать особое название предмета на магическом языке то можно им управлять. А уж представления о том, что узнав тайное имя демона или какого другого духа можно им командовать - это вообще классика.
Записан

Colombo

  • Герцог
  • *****
  • Карма: 3564
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 6296
  • поручник
    • Просмотр профиля

   Colombo, вера в сверхъестественную силу слова это отголосок первобытного магического мышления. Кстати, в фэнтези это весьма уместно и часто используется.
   Вот, к примеру, в серии книг об Эрагоне. Там, если узнать особое название предмета на магическом языке то можно им управлять. А уж представления о том, что узнав тайное имя демона или какого другого духа можно им командовать - это вообще классика.
Спасибо за справку. Я говорил не о сверхъестественных силах, а о действенности слова. Она, вообще говоря, не требует мистики и чертовщины, заклинаний и прочего. Да и тема у нас, напомню, о литературном слове. А что касается истинных имен (например, в Земноморье), это совершенно о другом.
Записан
Правда обычно хороша. Ложь порой превосходна. Смесь того и другого всегда отвратительна.
Ниро Вулф