Была у нас тема о бумажных книгах и упадке книгоиздания. Но в этот раз хочется поговорить о судьбе книг вне зависимости от свойств носителя.
Для человеческой цивилизации слова имеют фундаментальное значение, ведь развитие общества началось с умения говорить, рассказывать истории, а дальше развитие продолжилось с умением записывать рассказанное.
Новые виды развлечений в наше время имеют преимущества над художественной литературой, сильно ее потеснили. Не просто книгам тягаться с фильмами и компьютерными играми. Кстати, доходы от индустрии компьютерных игр уже значительно превзошли доходы от кинопроката, я уж не говорю про устаревающее телевидение.
На другом форуме я расуждал о пользе компьютерных игр, но о книгах тоже не хочу забывать.
Что же в книгах может быть такого, чего нет в кино и компьютерных играх?
Многие авторы советовали начинающим писателям "показывай, а не рассказывай!", советовали писать так, чтобы читатель зримо представлял происходящее в книге. Но кино и видеоигры гораздо сильнее в умении показывать картинку, а с нынешними видеоэффектами они могут показать всё. Конкурировать с ними в этом почти безнадежно.
Есть еще прикосновения. Но уже разрабытываются средства виртуальной реальности имитирующие прикосновения в компьютерных играх. Вы сможете трогать предметы, а монстры смогут пощупать вас...
так что тактильные ощущения вскоре тоже станут сильной стороной компьютерных игр.
Юрий Никитин советовал начинающим писателям больше внимания уделять запахам и вкусу. Предоставить зрителю запах и вкус еще долго не сможет ни один фильм и ни одна компьютерная игра, там с этим принципиальные сложности. А вот автор книги может изобразить эти ощущения в тексте словами.
Еще у книги есть преимущество, что она напрямую может обращаться к логике. Хотя это противоречит совету "показывать", но не все можно показать на экране.
Вспомним перумовскую первую "Гибель Богов". Эту книгу невозможно дословно экранизировать, особенно путь Хедина сквозь миры. Если это просто показать как кино то будет просто мельтешение кадров, не раскрывающее устройство мира, что-то вроде очередных кинокомиксов с полётами и телепортациями.
Еще чуть не забыл, что в книге автор может напрямую говорить о эмоциях персонажа. В кино и играх эмоции показывают со стороны, но иногда бывает нужно приходится раскрыть их изнутри.
Разумеется, что в книге автор может показать красоту и образность речи, что имеет повышенное значение для людей аудиовизуальной наклонности, это само собой разумеется.
Итак, о какие еще преимуществах литературного слова над другими видами исскуства кто может рассказать?