Посмотрели "Аванпост" (2019)
С одной стороны в этом фильме можно увидеть кальку с голливудских боевиков про пришельцев (прежде всего "Чужих" Кэмерона) и зомби-апокалипсис. С другой - попробовать сравнить с "Притяжением" (как по мне, так не в пользу последнего).
По сюжету весь мир в одночасье погрузился во тьму, остался без связи, электричества и прочих плюшек цивилизации. Кроме круга жизни, диаметром чуть больше МКАД
(Да, в фильме упоминаются Финляндия, Белоруссия, Украниа и Казахстан, но реально события крутятся вокруг столицы-матушки) Не буду тут пересказывать все известные подробности, скажу лишь, что вскоре выясняется, что за катастрофой стоят пришельцы, решившие 200 тыс. лет назад колонизировать нашу планету, и для подготовки начали менять ее под себя, заслав свое биологическое оружие, созданное по их образу и подобию. Да-да, нас с вами. Теперь, когда изменения достаточны и время прибытия ковчега из далекой-далекой галактики настало, пришел черед деактивировать само оружие. Что и было сделано, но что-то пошло не так. Точнее, у одного из пришельцев оказался свой хитрый план, для чего ему и понадобились полтора десятка миллионов москвичей и лиц, к ним приравненных. Остальные люди, кстати, погибли не все, а стали рабами другого инопланетянина (100 с небольшим миллионов дорогих россиян. Выживише из Европы и братских республик нигде не упоминаются даже в общем). Оказывается, эти два товарища были изначально приставлены, чтобы присматривать за работой биологического оружия. Того, кто за "наших", т.е. за москвичей, зовут Ид, а поработившего замкадышей - Ра.
И тут открывается третья сторона, аллегорическая. Чтобы увидеть ее, надо вспомнить немного терминологии. Ид (оно) - в теории психоанализа обозначает область бессознательного в человеческой психике, зону примитивных базовых инстинктов, низменных желаний. Ра - в египетской мифологии бог солнца (света), который создал наш мир и правил им, подобно фараону, и это был золотой век человечества. То есть Москвой и окрестностями правит Ид, управляющий подданными через инстинкты (еда, похоть, выживание - и все эти символы появляются в кадре), а остальной Россией руководит Ра, действуя через разум людей. Солдатам, разумеется, рассказывают что люди за МКАДом порабощены и уже перестали быть людьми, более того, они прямо названы врагами и подлежат уничтожению. Простым москвичам не рассказывают ничего, что провоцирует массовые беспорядки, жестко подавляемые силовиками. И вот этот посыл, а не фантастическая шелуха, на мой взгляд, является основным.
При определенных обстоятельствах регионы могут стать врагами для столичных элит и центральной власти, что спровоцирует гражданскую войну, и этого нельзя допустить ни в коем случае.
В заключении, мне бы хотелось пройтись по финалу фильма. Уже без аллегорий и метафор. Ковчег таки прибывает и главные герои попадают на него. Там они обнаруживают, что пришельцы пока еще находятся в анабиозе и совершенно логично решают их уничтожить в таком виде, не дав проснуться. Благо конструкция системы жизнеобеспечения корабля располагает к геноциду
(ну да бог с ней). Герои останавливают истребление только добравшись до капсул с детьми (тема избитая и в кино известная, "онижедети" - годный киноштамп, который до сих пор "стреляет"). Детишки благополучно просыпаются и толпой стоят перед главгероями, доверчиво смотря на них своими ангельскими глазками. Финал. Занавес. Видимо, эта сцена должна вызвать умиление и скупую слезу гордости за наших военных, которые с детьми не воюют.
Мне же на ум сразу пришла фраза Рики-Тики-Тави: "Из яйца кобры может вылупиться только кобра!" Сохранив этим детям жизнь, главгерои посеяли семена гражданской войны, которые гарантированно взойдут лет через двадцать-тридцать. Не думаю, что эти повзрослевшие инопланетные онижедети спокойно воспримут историю о том, как бравые военные уничтожили их беспомощных спящих родителей, которые, строго говоря, и пальцем их не тронули (все делали Ид и Ра). Скрывать - не выход. Рано или поздно, правда, а вероятнее всего кадавр из правды и выгодной кому-либо лжи (ибо граждане так и остаются неосведомленными), выползет на свободу и сожрет если не всех, то многих. Стирать память, а-ля "Люди в Черном", при всех продвинутых технологиях, наши ученые в фильме еще не научились.
Итог - интересное кино, под видом развлекательной фантастики поднимающее серьезную проблему взаимоотношений центра и окраин, как бы высокопарно это не звучало.