Благодарю Вас, эрэа
Convollar!

А девушка Бажена себе на уме. И отнюдь не очарована, околдована.
Да уж, она знает, что делает! А вот Тихомира постарается очаровать.
Любовное наваждение (продолжение)
Тихомир с Баженой миновали, в том числе, и ряды, где торговали агайские купцы. Проходя мимо Клеонима и его помощника, они услышали их разговор, поскольку оба понимали агайскую речь.
- Ну, надеюсь, теперь найдется управа на градоначальника Орлиной Вежи! - со злорадством воскликнул Клеоним.
Его помощник вторил не менее воодушевленно:
- Так ему и надо, клянусь Гермесом Хитроумным! Пришлось-таки раскошелиться. Да и великий архонт сварожан ведет с ним серьезный разговор. Поделом жадному боярину: впредь не станет вымогать золото у честных купцов!
Но в этот миг агайцы прервали разговор, поскольку к их прилавку подошли покупатели. Многие в толпе видели великого князя со свитой, и теперь послышались тихие, почтительные речи:
- Смотрите, братья дедославльцы! Сам великий князь Всеслав Вещий покупает изделия искусных златокузнецов у агайского купца Клеонима! У него вы найдете любые драгоценности, чтобы украсить себя и свой дом!
И дедославльские бояре, один за другим, направились к прилавку агайского купца, чтобы выбрать ценные вещи для себя и для своих близких. Покупать дорогой товар у Клеонима стало модно у дедославльской знати в этом сезоне.
Бажена Мстивоевна услышала, что агайцы говорили об ее отце, и покраснела, затрепетав от гнева. Но постаралась совладать с собой и подошла к прилавку вместе с Тихомиром. Она делала вид, будто разглядывала выставленные там кольца, серьги и браслеты. На самом же деле она подслушивала, что агайцы говорили об ее отце.
Тихомир не подозревал, как сильно взволнована девушка. Находясь рядом с ней, он разглядывал украшения из золота и серебра, одно прекраснее другого. С какой радостью он купил бы одно из них и подарил Бажене, чтобы порадовать ее! Но, к сожалению, у младшего княжича не было при себе таких больших кун, ведь изделия агайских златокузнецов стоили дорого. Великий сварожский князь приучал своих внуков не тратить слишком много кун. А, уж если им требовались крупные расходы, не ограничиваемые повседневными нуждами, за них следовало отчитываться. Словом, Тихомир не мог купить драгоценностей.
Он стал быстро придумывать, чем бы другим порадовать Бажену.
И тут до него долетели крики ярмарочного зазывалы, который приглашал всех желающих:
- Подходите, поглядите на веселое представление! Сказ о любви парня-простака к надменной красавице! Глядите, мотайте на ус, даже у кого усы еще не выросли! Смотрите, любуйтесь, добрые горожане! Одну куну за погляд!
Тихомир взял Бажену за руку:
- Пойдем, поглядим, что у них там, а?
Девушка кивнула и пошла вместе с ним, думая при этом о своем.
На высоких подмостках давала представление труппа пестро разодетых скоморохов. Один из них, наряженный в женское платье, с накладными косами, изображал надменную красавицу, за которой таскался влюбленный парень. Тот дарил ей подарки, умолял ее о любви. А гордячка только больше задирала нос. Накрасив лицо белилами и румянами, она ехала в гости, шла плясать с хороводом, направлялась на торги. И повсюду за ней таскался влюбленный простак с восторженным до глупости выражением лица. Он выполнял для красавицы любую работу, переносил ее через лужи на руках, она же пренебрегала им в ответ.
Скоморохи разыгрывали представление красиво и небесталанно. По крайней мере, хохот в толпе стоял оглушительный. Иные мужчины, содрогаясь от смеха, показывали на своих жен, словно видя в них черты надменной красавицы, а женщины шутливо переругивались со своими спутниками в ответ.
Один лишь княжич Тихомир не замечал никакого соответствия со своей собственной жизнью. Он больше смотрел на Бажену, чем на скоморохов, кривляющихся на подмостках.
Девушка же смеялась, глядя на представление, разыгрывающееся перед ними.
- Благодарю тебя, Тихомир! Ты славно повеселил меня! - проговорила она, когда представление закончилось.
Княжич весело улыбнулся ей:
- Не за что меня благодарить! Для меня счастье - порадовать тебя, Бажена, честное слово!
Девушка улыбнулась, гордясь собой:
- Ну что ж, если так, то проводи меня до дома, прошу тебя, Тихомир!
И младший княжич направился дальше вместе с девушкой, выбираясь из толчеи торговых рядов. Он был счастлив и горд, что Бажена позволила ему проводить себя. И даже не задумался, что поступает в точности, как влюбленный простак из представления скоморохов.
Лишь одно беспокоило юношу и мешало ему наслаждаться безоблачным счастьем рядом с девушкой:
- Скажи мне, Бажена: а завтра ты сможешь погулять со мной? Отпросись, пожалуйста!
Девушка тяжело вздохнула:
- Уж и не знаю! Батюшке нужна дома моя помощь. Да я и сама не могу его покинуть, когда у него трудности! При дворе есть много завистников, которые порочат его перед великим князем. Я не могу беззаботно развлекаться, когда мой батюшка несчастен.
И то, что она думала о своем отце больше, чем о нем, не смутило Тихомира. Наоборот - он восхитился ее дочерней преданностью. И мысленно пообещал себе защищать боярина Мстивоя и его семью перед своим венценосным дедом. Хоть и не выдал ей пока что своей тайны, про себя представляя, как удивится Бажена, когда узнает, что ее без памяти любит внук великого князя...
Вслух же он горячо сказал девушке:
- Пусть Небеса хранят тебя и твоего батюшку, Бажена!.. А я завтра буду под вечер прогуливаться возле вашего терема. Если сможешь - выходи. А нет - так хоть подай весточку о себе, прошу тебя!
Девушка взглянула на юношу многозначительным взором своих бирюзовых глаз:
- Я постараюсь встретиться с тобой, Тихомир, если мне удастся! И, в любом случае, благодарю тебя за сегодняшнюю прогулку! Мы с тобой провели прекрасный вечер!
На лице Тихомира отразилась величайшая радость:
- Клянусь тебе, Бажена, мне очень приятно показать тебе Дедославль! Я сделаю все что угодно, чтобы порадовать тебя. Только скажи, чего ты хочешь, и я выполню твою просьбу! - с этими словами он нагнулся, чтобы поцеловать девушку.
Но Бажена увернулась из его рук и легко, как в танце, порхнула к воротам своего терема. Затем со смехом обернулась к юноше:
- Нет-нет, Тихомир, это еще рано! А встретимся обязательно, как только я смогу!
И она убежала. А Тихомир направился к себе, исполненный радости от свидания с любимой.
***
А, тем временем, Бажена, вернувшись домой, пришла в покои к своему отцу, который пригласил ее к себе. Боярин встретил дочь, сидя на скамье. Перед ним, на столе, стояли ларцы с украшениями.
Девушка подошла к отцу и поцеловала его в щеку, покрытую густой бородой. При этом она отметила про себя, что у отца мрачный и напряженный вид, хоть он и умел владеть собой.
- Я здесь, батюшка! Слушаю тебя! - проговорила Бажена.
Мстивой указал дочери на ларец с украшениями из бирюзы:
- Вот, дочка: я купил для тебя подарок! Мне кажется, бирюза пойдет тебе больше всех других каменьев!
Бажена заглянула в ларец и восхищенно ахнула. Тут же, не удержавшись, она надела перстень и браслеты с бирюзой, ожерелье и серьги, приколола к волосам бирюзовые заколки. Покружившись, она вновь поцеловала отца, исполненная радости.
- Ах, батюшка, какая красота! Такой чудесной бирюзы я еще не видела! И как хорошо ты знаешь меня, как удачно выбрал, что мне пойдет! Благодарю, благодарю тебя, батюшка!
Мстивой погладил склонившуюся к нему дочь по ее пышным волосам, и постарался улыбнуться в ответ:
- Я рад, что не ошибся в выборе подарка, милая моя дочка! Бирюза изумительно идет тебе!
Но Бажена была проницательна. Даже собственная радость не помешала ей заметить, что ее любимый батюшка опечален. И, верно, не без причины.
- Что беспокоит тебя, батюшка? - спросила она, присев на скамейку напротив отца, глядя ему в глаза.
Боярин Мстивой криво усмехнулся:
- Я приобрел украшения тебе и твоим сестрам у агайского купца Клеонима. Того самого, что миновал Орлиную Вежу, не желая платить мне за разрешение выставить свой товар на торги. Великий князь Всеслав Брячиславич пожелал, чтобы агайец нажился на мне.
Бажена испуганно встрепенулась. Она знала все о делах своего отца.
- Неужели великий князь собирается обвинить и судить тебя, батюшка?!
- Только Отец-Небо знает, о чем думает князь Всеслав Вещий! - усмехнулся Мстивой, приведя известное в Сварожьих Землях присловье о великом князе. Затем он продолжал говорить с оттенком горечи в голосе, зная, что дочь поймет его: - Не моя вина, что в последние годы злая Недоля посылала нам одни беды! Сперва болезнь и смерть твоей матушки... Все куны, что я зарабатывал честным путем, уходили на ее лечение, а затем - просто чтобы продлить ей жизнь! Тем временем, в нашей вотчине дела расстроились, пока ты не выучилась достаточно, чтобы стать хозяйкой. А тут еще из-за нерадивости холопов случился пожар, наш терем сгорел вместе с изрядной долей имущества. А ведь я должен прежде всего позаботиться о тебе и о твоих сестрах, моя Бажена! Следует обеспечить вам приданое, чтобы для вас нашлись достойные женихи! Вот почему я был вынужден брать дополнительные поборы, наживаться, где только можно! И какой отец на моем месте поступил бы иначе?
Бажена склонилась к отцу и обняла его за плечи.
- Я понимаю тебя, батюшка! Прошу тебя: не тревожься так! Мы обязательно что-нибудь придумаем! - она уже твердо решила использовать Тихомира, которого знала, как сына ближнего боярина, чтобы помочь своему отцу.
Мстивой бледно улыбнулся дочери:
- Теперь ступай, моя Бажена! Ты прекрасна в этих украшениях. Иди к своим сестрам, проверь, как они обучаются ведению хозяйства!
- Слушаюсь, батюшка! Они получат подарки, только когда заслужат, - Бажена взглянула на ларцы с украшениями для младших сестер.
Она ушла. А боярин Мстивой, сидя на скамейке, вновь взглянул на оставшиеся украшения. Он напряженно размышлял, как ему быть дальше, как оправдаться перед великим князем и сохранить свои богатства. Если он будет осужден, его имущество отдадут на поток и разорение, он и его дочери станут нищими. Ни за что на свете он не мог позволить сломать жизнь его девочкам, лишить их приданого и достойных женихов!
Но, досадуя на великого князя Всеслава Брячиславича, от которого теперь зависело все будущее его семьи, боярин Мстивой невольно отдавал должное Вещему государю. Как проницательно тот разгадал его замыслы, и как хитро добился, чтобы он, Мстивой, выдал себя!.. Может, великий князь Дедославльский и Сварожский и состарился, да только мудрости, накопленной за долгую жизнь, ему все еще было достаточно, чтобы провести любого хитреца. Боярин Мстивой невольно восхищался властелином, чьего гнева имел причины опасаться.
***
Вечером того же дня великий князь Всеслав Брячиславич вместе со своим внуком и тезкой вышел на балкон своих покоев, на третьем ярусе великокняжеского терема. Старый князь сильно утомился после долгого дня хождения по городским торгам. Но он все равно вышел полюбоваться затихающим вечерним Дедославлем, закатом над Данатрой, мирными картинами прекрасного города, которым он правил столько лет. Лишь убедившись, что в его владениях все спокойно, великий князь мог пойти отдыхать с легким сердцем.
Оглядевшись вокруг и полюбовавшись величественной картиной вечернего города, Всеслав Брячиславич сказал внуку:
- Благодарю тебя, Всеславушко, за дары, что ты выбрал для наших родных! Особенно хороша книга для Всеславы. Я уже отдал ее переписчикам, и пусть дворцовые живописцы тщательно перерисуют картинки в ней!
Всеслав-младший улыбнулся уголками губ:
- Я выбрал то, что понравится и пригодится моим родичам, дедушка!.. Но кто это?..
Во двор княжеского терема вошел и быстро пересек его, войдя в главную дверь, Тихомир. Сперва юноша, а затем и старик разглядели его в сумерках с балкона.
- Погляди-ка, он только сейчас вернулся!.. - удивился великий князь. - Твой брат не говорил тебе, куда он исчезает каждый день?
- Нет, он в последнее время стал непривычно скрытен, - признался Всеслав-младший. - Именно поэтому я думаю, что ты прав, дедушка! Он и впрямь влюбился в какую-то девицу, о которой не спешит поведать нам.
Всеслав Брячиславич кивнул седой головой.
- Что ж, первая любовь в его годы - в самый раз! Но почему он скрывает ее ото всех? - он нахмурил лохматые снежно-белые брови. - Вот что: давай мы устроим большие гулянья в садах княжеского терема! Завтра пришли ко мне дворского, я отдам ему распоряжения. И пусть прежде всего соберется вся знатная молодежь Дедославля! Им ведь тоже надо знакомиться между собой, приглядываться к будущим женихам и невестам.
Всеслав-младший воодушевился:
- Хороший замысел, дедушка! Надеюсь, что подруга Тихомира придет на праздник, если, конечно, она из боярской семьи!
Старый князь провел ладонью по пышной седой бороде:
- Надеюсь, что так!.. Если уж Тихомир влюбился, пусть хотя бы будет у нас на глазах со своей девушкой!.. Но, я вижу, уже смеркается. Проводи меня в мои покои, Всеславушко, а сам ступай к себе!
Старик и юноша ушли с балкона.
***
Вечером, после ужина, братья Мирославичи встретились в своей спальне, готовясь отойти ко сну. Они улеглись в постели, и, как обычно, еще некоторое время разговаривали, уже погасив в спальне свечи.
Тихомир спросил у старшего брата:
- Ты сегодня вместе с нашим венценосным дедушкой был на городских торгах, как вы собирались?
- Да, - Всеслав-младший не переспрашивал в ответ, где был сам Тихомир; он понимал, что следует обращаться с братом осторожно. - Мы, в сопровождении ближних бояр, обошли торги, купили подарки для наших родных. У того же агайского купца, где мы нашли золотое изваяние Асклепия, боярин Мстивой купил украшения своим дочерям.
Услышав об отце своей Бажены, Тихомир непроизвольно вздрогнул. Но его брат не заметил этого в темноте.
- Боярин Мстивой из Орлиной Вежи? - переспросил он.
- Ну да. Наш дедушка пригласил его с собой, чтобы проверить, - сообщил Всеслав-младший. - Стало известно, что Мстивой наживается незаконно, берет мзду, где можно и где нельзя. Вот великий князь и устроил Мстивою встречу с купцом, который миновал Орлиную Вежу, чтобы не платить ему незаконных пошлин.
- Вот как? - Тихомир вздохнул про себя. Стало быть, Бажена не ошиблась: против ее отца и вправду плелись при дворе интриги. Надо было подумать, как оправдать его перед великим князем.
Всеслав-младший же не понял, к чему относился вздох брата, и расценил его по-своему:
- Увы, не все бояре верно служат Сварожьим Землям!.. Но об этом наш дедушка позаботится и без нас. А у меня добрая весть для тебя, братец! Через несколько дней в саду близ княжеского терема состоятся большие гулянья для всей знатной молодежи Дедославля. Будут танцы, игры и состязания до утра...
- О, это я люблю! - воодушевленно воскликнул Тихомир.
Про себя он порадовался, что будет прекрасный повод для встречи с Баженой. И к тому же, такая встреча не привлечет ничьего внимания. Только не следовало пока что признаваться девушке, кто он такой, - размышлял юноша. Лишь бы никто во время праздника не обратился к нему, как ко внуку великого князя! Но Тихомир рассчитывал, что во время общих гуляний они с Баженой найдут возможность остаться наедине, пока все другие будут петь и танцевать.
Веселый, общительный юноша прежде любил такого рода празднества. Однако сейчас он не мечтал о толпах гостей. Ему хотелось видеть одну лишь Бажену.