"РУССКИЙ ШТЫК НА ЧУЖОЙ ВОЙНЕ": РЕЦЕНЗИЯ
Прочёл это замечательное исследование русского автора Сергея Балмасова об участии белоэмигрантов в разного рода военных конфликтах Интербеллума.
Книга состоит из введения, пяти глав( "Ближний Восток и Африка", "Балканы", "Страны Восточной и Центральной Европы", "Испания", "Под сенью Южного Креста") и заключения. Написана она хорошим русским языком, опирается на обильный источниковый материал. Очень интересны разделы, посвящённые белоэмигрантам в Польше и Испании. К безусловно лучшим страницам книги относятся те, где говорится о совместной борьбе русских белоэмигрантов и парагвайцев против прогерманского режима Боливии в Чакскую войну. Важно, что на историческом материале показано разложение белой эмиграции в Европе: если в начале 1920-х годов руководство эмиграции ещё могло стоять за "....участие в действиях против большевиков, но никак не с Польшей"(с.11), играть значительную роль в установлении режима Цанкова( не столько из-за своей многочисленности, втянутости в болгарскую политику, сколько из-за решимости бороться до конца - с.243-244), то уже к концу 1920-х годов "кирилловцы" стали сотрудничать с поляками(с.344-345) (В польском разделе главы III очень интересны приведённые фрагменты воспоминаний штабс-капитана П.П. Куксина о его службе в польской армии в советско-польскую войну. "Население Подольской губернии довольно радостно встречало поляков, но по мере их продвижения вглубь Украины можно было отметить все более враждебное к ним отношение крестьянства, даже богатого. Петлюра своим союзом с поляками окончательно дискредитировал себя в их глазах. На сходах в деревнях его ругали: "Обещал повыгонять помещиков и кацапов, а вот взял и привел проклятых поляков!" - говорили украинские мужики и всячески саботировали поляков.(с. 349), "Такова была ирония судьбы: 15 лет тому назад, быть может, эти самые казаки здесь же лупили бунтующих поляков плетками, а теперь они шли на фронт биться за их же свободу против своих же русских братьев. Гражданская война неразборчива в средствах - важна только цель"(с.351) - воспоминания Константина Мазаревского: "Когда поляки стали поджигать здание [4-й киевской гимназии],сердце моё невольно сжалось. Мне было жаль гимназию"(с.358), "Один раненый остался лежать перед нами. До него было не более 50-80 шагов. Вахмистр Дядя Миша и один русский доброволец бросились к нему и, несмотря на сильный пулеметный огонь, приволокли его к нам. Он стал тотчас допрашивать его. Тот оказался рабочим Сухарного завода. На вопрос, почему восстали рабочие на Подоле, он ответил: "Потому что поляки - враги русского народа и все русские должны бороться против них и защищать честь Родины". Не знаю, насколько правдивы и искренни были эти слова. Дядя Миша отвел раненого в сторону и выстрелом из карабина покончил с ним. Тот не молил о пощаде и держался стойко"(с.359), "Мы же расположились на ночлег в Гавронщине. Находившиеся там крестьяне встретили нас очень холодно. Одна старуха, узнав, что я - русский, жаловалась мне на притеснения, чинимые местным жителям поляками, и уговаривала остаться в ее селе до прихода большевиков. Эта бабенка, да и вероятно многие мужики, смотрели на поляков как на иноземцев и иноверцев, а на большевиков - как на русских патриотов. Мало-помалу в крестьянах пробуждалось патриотическое чувство"(с.363-364), "Крестьяне очень неохотно шли на эти работы, и польские солдаты то и дело подгоняли их нагайкой. Вид у крестьян был ужасный. Они напоминали дикарей, поскольку были небриты и нестрижены, волос клочками торчали во все стороны. Все они были чрезвычайно грязные, ноги их были черны от грязи, пальцы были украшены длинными грязными ногтями. У многих была чесотка, также я видел среди них больных колтуном. Одевались они в белые холщовые штаны и длинные рубахи. Это были действительно дикари, польские рабы, привыкшие к нагайкам и вечным понуканиям. Такой бедности и дикости я еще не встречал"(с. 369-370)). Не лучше дело оказалось и с Испанией. Несмотря на все призывы помочь "испанскому Корнилову" из парижских кафе, на службу к франкистам реально поступило.... 72 человека, с учётом грузин и армян(с. 447-449, 525), в то время как за испанских республиканцев - "в разы больше"(с. 523) (и даже наличие белоэмигрантов в Испанском Иностранном Легион не сильно спасало положение). Впечатляюще описана атмосфера Испанского Иностранного Легиона: "...активно прививали "культ смерти", ставший краеугольным камнем легионной идеологи <...> По свидетельству сержанта-легионера Али (Сергея) Гурского, в Испанском иностранном легион "все, как офицеры, так и солдаты, и даже животные - мулы и собаки, считаются с момента поступления в Легион "женихами смерти". И это сущая правда - мало кто ушел от этой своей страшной невесты". Так создавался тип испанского легионера с его особой психологией - бесстрашного, готового почти на все полубандита-полусолдата..."(с. 418-419). К слову сказать, именно начальник этого Легиона, генерал Мильян Астрай, прославился своим лозунгом "Смерть разуму!".
Как уже сказано выше, прекрасны страницы, посвящённые участию русской общины в жизни Парагвая того периода.и роли эмигрантов в обороне Парагвая от боливийцев.
К сожалению, нужно сказать, что у книги есть и отдельные недостатки. Так,например, в сербском разделе не говорится о том, что значительная часть белоэмигрантов, осевших там, после покорения Югославии немцами и их союзниками стала на про-германские позиции. (При том, что если те или иные белоэмигранты-военные сочувствовали национал-социалистической империи, то в книге об этом говорится прямо), не говорится о том, что парагвайский режим Стресснера был комнатной собачкой США (при том, что те ультраправые режимы, для которых слова "независимость" и "суверенитет" не были пустым звуком" США сбрасывали не менее решительно,чем левые - чему пример режим Гарсиа Месы в Боливии). Но эти и тому подобные недочёты не могут отменить положительного содержания этой книги, её большого значения в деле изучения белой эмиграции. Автора можно поздравить с большим научным успехом.